Кода-то великий пролетарский писатель А.М. Горький призывал создавать историю заводов, фабрик через призму достижений трудовых коллективов, рабочих династий, новаторство. Вняв этому призыву, было решено учредить «Книгу славы» в СШ № 1 имени В.Ф. Купревича. Страницы ее – это жизнь школы, портреты, судьбы учителей, которые, создавая ее историю, внесли наиболее значительный и значимый вклад в развитие и проведение ее курса в области образования и воспитания детей. Начало «Книги славы»  было приурочено к открытию нового здания школы — 10 ноября 1976 года.

Кода-то великий пролетарский писатель А.М. Горький призывал создавать историю заводов, фабрик через призму достижений трудовых коллективов, рабочих династий, новаторство. Вняв этому призыву, было решено учредить «Книгу славы» в СШ № 1 имени В.Ф. Купревича. Страницы ее – это жизнь школы, портреты, судьбы учителей, которые, создавая ее историю, внесли наиболее значительный и значимый вклад в развитие и проведение ее курса в области образования и воспитания детей. Начало «Книги славы»  было приурочено к открытию нового здания школы — 10 ноября 1976 года.

К сожалению, «Книга славы» школы до настоящего времени не дожила, потерялась. Но история школы жива в памяти многих учителей. Собрать ее, наполнить реальным содержанием — наша первостепенная задача. Собрать все, что окружало на протяжении долгого времени работы, вспомнить  всех, с кем были и в праздники, и в будни, с кем объединяла общая работа, общие интересы. Очень хочется, чтобы не был забыт никто: ни те, кого считали  звездами, ни честные, добросовестные труженики-педагоги.

Может, это будет «Книга памяти» или «Семейный альбом» школы №1.

Как это было?

Соответствующее решение о строительстве нового здания СШ № 1 в г. Смолевичи было принято в связи с перегруженностью старого. Строительство шло мучительно медленно, неритмично. Не всегда вовремя поступали стройматериалы. На всех этапах строительства почему-то не хватало рабочих рук. По характеру строительства, по настроению строителей можно было видеть, что строится обычное трехэтажное здание, а не типовая средняя общеобразовательная школа, самая большая в районе.

Строителям нужна была помощь. К счастью, помощников оказалось много. Участниками стройки стали самые разные люди: учителя, родители учащихся, члены родительского комитета, шефы, работники райисполкома и райкома партии. Устраивались субботники. В двух таких субботниках принял активное участие первый секретарь райкома партии Сергей Степанович Линг. Ежедневно бывал на стройке заместитель председателя райисполкома Михаил Николаевич Надеин. Прорабом называли его здесь. Главврач райэпидемстанции Владимир Данилович Гуло неотступно следил за сантехническими работами.  Андрей Алексеевич Хлебовец представлял УКС на стройке и профессионально осуществлял надзор за строительством. Почти все организации и предприятия города приняли участие в стройке: ПМК-72,  ПМК-55, сельхозтехника, промкомбинат, механический завод, даже группа учащихся СПТУ-24, будущих строителей. Таким образом, строилась школа, что называется, всем миром.

Согласно плану, она должна была вступить в строй 1 сентября 1976 года. Но нарушение графика строительства внесло свои коррективы. Сдача объекта была назначена на 4 ноября, видимо, к празднику Великого Октября. В этот день, рано утром, прибыла комиссия по сдаче-приему нового здания школы. Был выявлен ряд недоделок, а именно: почти все двери оказались без дверных ручек, не были врезаны дверные замки, не закреплены на стенах классные доски, в спортзале не были закреплены спортивные снаряды, не завешены специальной сеткой окна. Не было гардероба, буфета в столовой, погреба для хранения овощей. Стадион был построен с нарушением технологии строительства. Даже забор был поставлен неправильно и требовал переноса.

Но, несмотря на эти серьезные недоделки, без подписи директора школы здание как законченный объект было сдано в эксплуатацию 4 ноября 1976 г., т. е. в намеченный строителями срок. Эта дата так и вошла в историю школы официально. Фактически здание было сдано как недострой. Реальная же дата вступления нового здания школы в строй, т. е. времени, когда учащиеся впервые сели за парты, была иной. Произошла подмена фактов.

На второй день ушли строители, клятвенно обещая в ближайшие сроки устранить свои недоделки. Но потом при всех наших отчаянных усилиях вернуть их так и не удалось.  Прекращено было и финансирование на устранение недоделок. Я поостерегся вселяться в новое здание сразу после его официальной сдачи в эксплуатацию.

Решено было использовать время осенних школьных каникул, чтобы привести школу в рабочее состояние. Определена была и дата новоселья: 10 ноября (воскресенье). Неделя времени —  на все: 33 класса-комплекта, 1176 ученических мест. Составили рабочий план: очистить здание от строительного мусора; разобраться с мебелью (монтаж, сборка, расстановка по рабочим местам); перебазировать из старой школы оставшееся оборудование для кабинетов физики, химии, биологии, спортзала, библиотеки и пр. — по возможности своими силами устранить недоделки строителей.

В работу включился весь школьный коллектив: учителя, учащиеся, техперсонал. Все понимали, что работу нужно выполнить в этот намеченный короткий срок. Каждый должен был понимать, что решает задачу не только сегодняшнего дня, но и будущего школы. Это были дни постоянного беспокойства, забот и предельного напряжения, страха и мужественных поступков участников. Был дорог каждый день, час. Пришли помочь многие родители учащихся, активно работал родительский комитет (председатель  Э.Г. Кужель), некоторые учителя-женщины приглашали на помощь своих мужей.

И только благодаря высокой сознательности, самоорганизованности, ответственности, желанию коллектива школы выполнить работу во что бы то ни стало, дело было завершено в срок. Успели!  Естественно, еще в черновом варианте.

10 ноября 1976 года (воскресенье). В сопровождении оркестра под управлением маэстро  Николая Гавриловича Удовенко со знаменем школы, с многочисленными лозунгами, транспорантами и школьными атрибутами, цветами, в праздничном убранстве на пришкольную площадь прибывают виновники торжества — учащиеся школы со своими учителями. На размеченной площадке выстроились колонны — классы. Очень много гостей: родители учеников, представители общественных и партийных организаций, шефы, руководители хозяйств. Казалось, весь город сейчас здесь. Равнодушных не было. 

Звучат гимны СССР и БССР. С мегафоном (микрофона тогда не было) открываю митинг, посвященный долгожданному новоселью. Выступает с речью и вручает символический ключ от здания школы прораб стройки. С поздравлением и благодарностью ко всем участникам стройки обращаюсь я, директор школы. Звучат поздравления и добрые пожелания  и в последующих выступлениях.

Разрезается красная ленточка. Под звуки мелодий из школьных песен учащиеся и их классные руководители направляются по классам.

Вручение подарка всех и всем состоялось! Начался новый этап в истории СШ № 1 имени В.Ф. Купревича.

Успехов тебе, ПЕРВАЯ, в продолжении твоего славного пути!

Первые дни занятий в новом здании школы показали: здесь все для учеников было новым: просторная столовая, внутренние туалеты (в старой школе они были во дворе), большой спортзал, актовый зал со сценой, музыкальным центром и киноустановкой, новая классная мебель. Надо было ко многому приучать детей, в том числе — к бережному отношению  к школьному имуществу, оборудованию, соблюдению правил техники безопасности. Именно на классных руководителей ложилась основная нагрузка по привитию ученикам определенных навыков. Также еженедельно проводились общешкольные линейки, подводились итоги, выпускались  «Памятки», стенгазета. Работало внутришкольное радио.

Учителя-предметники в свободное от уроков время оформляли классы-кабинеты.

Я проработал в этой школе 22 года. Были ситуации очень сложные: течь крыши, замораживание отопительной системы, многочисленные ремонты и т. д.  Но все-таки 1976 год, я считаю, был особенно напряженным и ответственным. Это был «старт», от которого во многом зависела работа школы в будущем. Нужно было сохранить и приумножить добрые традиции, которыми был богат коллектив. Обеспечить достойное приобретение знаний учащимися по всем предметам школьной программы. Не растерять, а продолжить  богатый педагогический опыт Первой.

Одной из проблем было техобслуживание нового здания. Оно состояло, как тогда говорили, из стекла и бетона. Все входные двери: в здание, в спортзал, столовую, актовый зал были застеклены. Окна во всю стену. Каждый день слышался звон разбитого стекла. Ни столяра, ни просто рабочего по штату в школе не было. Некоторое время выручал учитель трудового обучения В.П. Соболевский, который, как врач с фонендоскопом, постоянно носил в кармане стеклорез. Иногда удавалось договориться с другими людьми, но проблема была в оплате их труда. А финансирование было прекращено в связи со сдачей объекта. Довольно часто ломалась мебель. В старой школе (640 ученических мест) работало 12 техработниц. В новой (1176 ученических мест) состав не увеличился. Поэтому многие уволились. Согласились работать 4 человека. Пришлось прибегнуть к самообслуживанию, т. е. ученики должны были убирать классы сами.

Не было в школе электрика, сантехника, рабочих столовой, лаборантов. А как без человека, имеющего квалификацию, подключить электроплиты, холодильники, котлы в столовой, электрооборудование в кабинете врача или в кабинете физики, швейные машины в мастерской?

Приятной приметой в новой школе было заметно повышенное желание, интерес учащихся  к учебе. Они старались взять все знания, которые давал им учитель. Моментом счастья называют учителя такие явления в истории педагогики. Увеличивалось число отличников, медалистов, участников и победителей олимпиад, спартакиад. Появились целые «сильные» классы и целые выпуски таких классов.       

В школе проводилась большая системная работа по профориентации учащихся.

Например, учителя Иван Семенович Игонин и Валентин Павлович Соболевский оформили привлекательные стенды: «Куда пойти учиться?», «Предприятия нашего района», «Все профессии хороши, выбирай для себя», «Работники каких профессий нужны нашему району» и т. д. Классные руководители грамотно проводили беседы о людях труда. Приглашались в школу люди разных профессий, достойных как пример для подражания. Таким образом, в стенах школы каждый учащийся имел возможность довольно определенно ориентироваться на «свою» профессию. Этот выбор обычно озвучивался для всех на выпускном вечере. Торжественно, проникновенно, в стихах, которые мастерски сочинял учитель музыки Владимир Федорович Паныш, предсказывалась будущая профессия человека. Выбор учебных заведений был широк: от профессиональных училищ до вузов. Все это явилось результатом системной, кропотливой работы педколлектива. Владимир Иванович Глушанин, военрук школы, не будучи военным человеком, сумел наладить работу с допризывниками, учениками школы, так, что десятки учащихся первой школы стали офицерами Советской Армии. Ни одна из школ района не могла похвастаться таким количеством поступивших в высшие военные училища.

Педколлектив  планомерно, заботливо и успешно — как показало время — готовил себе смену. Это очень важное направление в профориентации. Сегодня бывшие ученики школы трудятся в ее стенах в роли учителей: Игорь Иосифович Бобарико, Ирина Алексеевна Гошко, Татьяна Ипполитовна Грушевская, Ирина Александровна Гусева, Ирина Георгиевна Зыль, Светлана Николаевна Ислевская, Наталья Викторовна Максимович, Нелли Владимировна Молчан, Светлана Михайловна Панченко, Лина Геннадьевна Пугач, Ирина Константиновна Савицкая, Галина Петровна Тверетинова,  Анастасия Николаевна Солодухина, Оксана Владимировна Шавлинская, Светлана Георгиевна Чижик, Светлана Павловна Юша,  Людмила Васильевна Абраменко, Наталья Викентьевна Асташова, Дарья Игоревна Веснова, Елена Николаевна Диденко,  Татьяна Валерьевна Катвицкая, Елизавета Александровна Веренич, Екатерина Викторовна Коцуба, Денис Александрович Шабанов, Елизавета Дмитриевна Руденкова, Кристина Витальевна Бараксанова, Анастасия Николаевна Кулеш, Мария Александровна Чернякова, Ксения Александровна Ивончик, Александра Александровна Грищенко, Ирина Юрьевна Татаревич, Татьяна Валерьевна Логинова. 

А  Дубовик Анна Валентиновна, Зыль Юрий Владимирович, Елисеева Светлана Владимировна, Науменко Анжелика Сергеевна,  Щигер Елена Анатольевна,  Михайловская Людмила Михайловна, Новицкая Елена — учителя районной гимназии. Очень многие трудятся в учреждениях образования других городов,  других республик,  стран.

Отрадно отметить, что и тогдашние ученики, и их учителя с честью исполнили долг настоящего гражданина страны, не уронили престиж  первой школы, которая носит имя  одного из ее учителей, ученого с мировым именем — академика Василия Феофиловича Купревича.

Владимир Михайлович ШАБЛИНСКИЙ, бывший директор СШ №1 имени В.Ф. Купревича.

Камерный вечер-встреча всех причастных к СШ №1 имени В.Ф. Купревича состоится 02.12.2016 г. в 12.00 в стенах учреждения образования.