Социальное явление, которое можно назвать футбольным фанатизмом, вполне возможно и даже необходимо изучать с разных позиций. Целесообразно рассмотреть футбольных фанатов как минимум с трех позиций: как общественное движение, как социальную группу и как носителей специфической субкультуры.

Социальное явление, которое можно назвать футбольным фанатизмом, вполне возможно и даже необходимо изучать с разных позиций. Целесообразно рассмотреть футбольных фанатов как минимум с трех позиций: как общественное движение, как социальную группу и как носителей специфической субкультуры.

При обозначении общебелорусского фан-движения, объединяющего в себе всех фанатов, вне зависимости от того, какой клуб они поддерживают и в каких отношениях с фанатами остальных клубов находятся.

Прежде всего, следует определить, что именно понимается под футбольным фан-движением и футбольными фанатами. Было бы ошибкой считать футбольными фанатами только так называемые группы футбольных хулиганов. Футбольными фанатами принято называть ту часть футбольных болельщиков, которая придерживается определенной специфической субкультуры (нормы и ценности, специфические практики и символика и т.д.) и действует в соответствии с ней. Следовательно, в таком случае фан-движение – это среда, в рамках которой воспроизводится специфическая субкультура.

Несмотря на то, что фан-движение по-прежнему остается территориально локализованным по сути лишь в областных городах Беларуси, однако в Минской области данное движение развито с наибольшей силой. Фан-движение в области более распространено в таких городах как Борисов, Солигорск, Слуцк, Молодечно, Жодино, Дзержинск, Узда и Несвиж. Однако в последнее время футбольное фан-движение набирает обороты и в Смолевичах.

Таким образом, к настоящему времени фан-движение стало массовым явлением, которое не ограничилось несколькими крупными городами, а постепенно распространяется по всей стране.

Когда фан-движение становится по-настоящему массовым и достигает численности в несколько сотен или даже тысяч человек, то оно сталкивается с тем, что одинаковое общение между всеми фанатами становится невозможным просто физически. В это время происходит своеобразный распад фан-движения на фан-группы, куда входят наиболее активные фанаты.  Однако большая часть фанатов не входит в эти группы, предпочитает, например, совершать выезды вместе с теми людьми, с которыми находится в приятельских или дружеских отношениях. Таким образом, фан-движение оказывается принципиально неоднородным по своему составу и состоит из разных групп.

Из-за широкого освещения футбола телевидением и прессой, а также в результате постоянных контактов фан-групп из разных стран, произошло создание общемировой фанатской субкультуры. Беларусь практически не участвовала в процессе создания этой субкультуры. Фан-движение в республике возникло в тот момент, когда эта субкультура уже существовала.

Фанатская субкультура принципиально оппозиционна по отношению к общей культуре общества, так как нацелена на создание собственного стиля жизни, но не конфликтна. Редкие конфликты, столкновение фанатов с милицией. Весь потенциал конфликта выплескивается внутри субкультуры, на другие фан-движения.

Особая тема – футбольные фанаты и национализм. В истории довольно много примеров тому, что фанаты многих команд близки к крайнему национализму или даже фашизму. Не исключение и белорусские фанаты, многие из которых поддерживают националистические идеи.

Н.А.ВЕРБИЦКАЯ, педагог-психолог ГУО “Смолевичский СПЦ”.

Информацию читайте в № 21-24 от 25.01.2017 г.