В Смолевичском районе многие жители хорошо помнят и знают Федора Ивановича Привалова. Помнят, как  бывшего председателя сельскохозяйственного предприятия  «Шипяны». Знают, как талантливого организатора претворения в жизнь достижений современной аграрной науки.  Юбилейную дату – 60 лет со дня рождения  — отмечает он в начале февраля.

 

В Смолевичском районе многие жители хорошо помнят и знают Федора Ивановича Привалова. Помнят, как  бывшего председателя сельскохозяйственного предприятия  «Шипяны». Знают, как талантливого организатора претворения в жизнь достижений современной аграрной науки.  Юбилейную дату – 60 лет со дня рождения  — отмечает он в начале февраля.

До начала очередной научно-практической конференции оставалось еще время, и профессор Иван Гордей предложил пройтись по коридорам головного офиса  Центра по земледелию. Их неброское, но со вкусом исполненное оформление  придавало в общем- то  обыкновенному служебному помещению некую торжественность, особенность, присущую  научному  учреждению. Иван Андреевич начинал в нем свою научную деятельность, помнит его в разных ипостасях.

    —  Переименования тогдашнего института земледелия по сути  мало что меняли, — вспоминает доктор сельскохозяйственных наук.—Да и само содержание исследований в такой отрасли, как земледелие, ломать весьма чревато. Совершенствовать – другое дело. Но не об этом сейчас, о внешней, так сказать, но немаловажной составляющей. Я имею в виду условия труда ученых. Вот эти, блистающие ныне коридоры, удобно оборудованные кабинеты, конференц-зал, библиотека  выглядели  некогда очень угрюмо, даже неудобно было перед зарубежными коллегами. Начинка лабораторий требовала решительного обновления.

 — И вот десять лет назад  снова смена вывески.  Теперь уже на РУП «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по земледелию», — продолжает Иван Андреевич. – Возглавил его Федор  Иванович Привалов. Не скажешь, что о нем не знали в научных кругах – все же кандидат сельскохозяйственных наук, защищался у нас. Совмещать  производственную и исследовательскую деятельность  не каждому под силу. Здесь должны сочетаться высокая личная организованность, ответственность за порученный участок, умение глубоко анализировать, делать правильные с научной точки зрения выводы.  У Привалова это получалось. На новом со своей спецификой месте он доказал: если человек обладает, не побоюсь этого слова, талантом организатора, аналитическим складом ума, имеет  склонность к исследовательской  деятельности, то проявить себя он может практически на любом посту.

Трудно возразить умудренному большим жизненным, педагогическим,        научно-исследовательским опытом профессору.  Ибо за время «правления» Привалова во вновь организованном, по существу, холдинге произошли разительные перемены. Не только реконструированы старые и построены новые здания, появились современное технологическое оборудование и техника. Возведены первый в республике семенной завод, «с иголочки» современная молочно-товарная ферма в дочернем предприятии «Шипяны-АСК». Пожалуй, главное: в лучших традициях ведущего в стране НИИ сельскохозяйственного профиля (история его, кстати, отражена в документально оформленном музее) в коллективе воцарилась обстановка творческого поиска, нацеленного на максимальный результат, и взаимопонимания. То, что страна обеспечила свою продовольственную безопасность, несомненная заслуга и ученых из Жодино. Выведенные ими сорта зерновых, масличных, кормовых, технических культур с успехом доминируют на нашей ниве.

Однажды пришлось услышать от Федора Ивановича очень мудрую в своей простоте мысль.  У него спросили мнение о возможности выдвижения на руководящую должность одного работника. Он ответил: «Специалист подготовленный, профессионал, знает дело досконально. Тут претензий никаких. А вот насчет человеческих качеств – есть зазубринка, равнодушен к людям. Не видит в подчиненных личностей, а только сугубо исполнителей. Дай Бог, чтобы я ошибся …».

Не ошибся. Вскоре выдвиженец возомнил себя истиной в последней инстанции, мнения, предложения, заботы подчиненных его абсолютно не волновали. Не удивительно, что  никаких подвижек к лучшему не случилось, в коллективе усугубились неуверенность, разобщенность. 

 Привалов не из таких. Самодовольство, чванство ему  не присущи.  Если в чем-то допустил промашку, не постесняется признать ее, не перекладывает ответственность на других. Это не в ущерб его авторитету, а, наоборот, вызывает уважение у подчиненных, раскрепощает их творческую мысль. Важно понять  человека, поддержать, помочь в непростой ситуации – его жизненное кредо.

 Когда   добрый десяток лет назад председатель Минского облисполкома Николай Федорович  Домашкевич предложил Федору Ивановичу возглавить Несвижский райисполком,  Привалова терзала  мысль: «Район один из ведущих в стране, важно ведь  не только сохранить передовые позиции,   но и выходить  на новые, более высокие рубежи.  Сумеет ли  он настроить кадры, поймут ли его стремления, не обвинят ли в банальном карьеризме?»

Николай Федорович понял его настроение: «Ваш стиль в работе импонирует, он, уверен, получит поддержку и на новом месте. А то, что возникают определенные опасения «справлюсь  ли?», то это лишний раз подтверждает вашу вдумчивость и ответственность за порученное дело. Не буду скрывать, в районе, хоть и ведущем,  тоже накопилось достаточно проблем, которые требуют незамедлительного разрешения. Иначе не будет поступательного движения вперед. Думаю, вы согласитесь с классиком, утверждавшим, что новые задачи решить старыми подходами не надо и пытаться, бесполезно, не получится. Вот вам и карты в руки, ищите и находите, важно, чтобы все ваши начинания имели под собой реальную основу, от  голословных лозунгов, призывов толку мало …».

Иллюзий насчет того, что его встретят с распростертыми объятиями, Привалов не питал. Из общений с коллегами он знал: несвижане каждого «со стороны» принимают весьма настороженно.  Не стал исключением и он.  Приняли «чужака» не то,  что настороженно, некоторые даже с долей скептицизма, мол, куда тебе до нас, чуть ли не избранных. Федор Иванович понимал,  изменить мнение можно только конкретной, четкой работой, без понукания и нравоучений. В памяти всплыли  поэтические строки, будто  эпиграф к его новой должности: «Лелей уверенность в себе, а самоуверенность – другое».

 С немалым удивлением  выяснилось, что многие руководители и специалисты только понаслышке и по продукции в магазинах знали о достижениях знаменитого соседа — агрокомбината «Снов». Пришлось проводить семинары в хозяйстве, на которых его руководитель Михаил Александрович Карчмит, один из первых Героев Беларуси, щедро и с видимым удовольствием делился поучительным богатым опытом.  Проходил также детальный разбор  практики в целом по району, выявлялись болевые точки, тормозящие развитие хозяйств. Это  позволило критично оценить положение даже в благополучных СПК, подтолкнуло к поиску неиспользованных резервов, внедрению передовых технологий, современной рачительной организации труда.

 Присматривались к Федору Ивановичу, присматривался и он к кадрам, старался максимально объективно оценивать их деятельность. Не стращал и не спешил кого-то менять. Прошло немного времени и некоторые сами поняли, что новые задачи им не по плечу, попросились на другой участок. Им не было отказано. А на их место председатель райисполкома успел приглядеть молодых перспективных специалистов с организаторскими способностями. Они  с благословения Федора Ивановича  и теперь успешно руководят хозяйствами, даже вступают в конкуренцию со «Сновом», некоторые выдвинуты на более высокие должности

Для самого же Привалова высшей оценкой его работы была поддержка со стороны безусловного авторитета, аса своего дела Михаила Александровича  Карчмита, который не чурался посоветоваться с Федором Ивановичем, поделиться планами, мог высказать и критические замечания.   

Район стал полнее использовать свой потенциал,  поднялся на очередную ступень в своем развитии, из года в год выходил победителем республиканского соревнования.

 Не будь тот Привалов, если бы не отметился наведением образцового порядка в населенных пунктах, в райцентре особенно. Бытует у местных острословов поговорка: в Несвиже как в Париже, только дома пониже, да асфальт пожиже. Но это только для пущей важности. На многих улицах того асфальта и в помине не было, часть зданий, даже самого райисполкома, обветшала, выглядела совсем не к чести культурной столицы. Сколько понадобилось терпения и выдержки, доказывая в высоких кабинетах необходимость благоустройства райцентра, в который тянется все больше туристов, реконструкции исторических зданий, создания новых объектов досуга и общественного питания, известно одному Федору Ивановичу. Но появились средства, материалы  на реализацию этих благих намерений. Естественно, львиная доля забот легла на плечи местной власти и ее руководителя.

  Спеша по делам или просто прогуливаясь по вымощенным плиткой тротуарам, бывая в восстановленной ратуше с ее старинным убранством, краеведческом музее,  отдыхая в уютных кафе, несвижане и гости добрым словом вспоминают тех, кто способствовал созданию этой красоты. В бытность Привалова началась и масштабная реконструкция дворца Радзивиллов.  Руководителю района пришлось отстаивать свою точку зрения, делать все основательно, сохраняя первозданную старину во всем ее блеске. Она вновь действительно сверкает, поражает   многочисленных посетителей своей величавостью.

Когда несвижане узнали, что Федор Иванович уходит на новое место ответственной работы, связанное с его давнишней мечтой заняться непосредственно аграрной наукой, были искренне огорчены и одновременно рады  оценке его стараний. Многим казалось, что такие захватывающие задумки и планы по дальнейшему перспективному развитию социально-экономической сферы района останутся не реализованными. Да, у Привалова свое видение проблем и путей их решения, у его последователей и учеников несколько иное. И все же свои помыслы и действия сверяют они  « по Привалову». Это ли не  признание авторитета и жизненной мудрости Учителя!

В новой для себя ипостаси ученого и организатора научной деятельности большого и сложного коллектива Федор Иванович, как истинный диалектик, вышел на очередную ступень развития.  Защитил докторскую диссертацию, стал профессором, избран членом-корреспондентом Национальной академии наук Беларуси. Под его руководством Центр по земледелию набрал хорошие обороты, растет его признание и на просторах сопредельных государств, и в дальнем зарубежье. Звания, признания не изменили характер человека, разве что стал он строже к себе, по-прежнему внимателен к подчиненным, подчеркнуто уважителен к старшему поколению ученых. Словом, не оторвался от земли-матушки, которой присягал служить верой и правдой еще в стенах Белорусской сельскохозяйственной академии. 

Свидетельством тому  и  то, что идеи, изложенные в его докторской диссертации, успешно воплощены в конкретику. Называется она семенным заводом, возведенном на центральной усадьбе дочернего предприятия в агрогородке Алесино   Смолевичского района, там, где когда-то начинал свою трудовую деятельность руководителя сельскохозяйственного предприятия Федор Иванович.

 Стройку не то, что   курировал сам гендиректор, не было того дня, чтобы он не вносил свои разумные коррективы, не сверял качество работ, монтажа уникального дорогостоящего оборудования. Кто-то может возразить: дело ли  руководителя вникать в каждую мелочь? Ну, допустим, не мелочь, предприятие пилотное в стране, обошлось в копеечку, и допустить промах, ошибку никак нельзя было. К тому же, Федор Иванович владел предметом, что называется,  назубок.  И завод уже который год работает без сбоев, строго регламентировано, выдавая заказчикам со всех уголков республики отборные элитные семена.

 А значимость его подтверждается тем, что в открытии «первенца» принимал участие Глава государства. Завод стал своеобразным полигоном освоения передовых технологий,  прообразом подобных предприятий, за которыми будущее семеноводства.

Доводить начатое до конца наилучшим образом – одна из отличительных черт Федора Ивановича  как рачительного хозяина, созидателя. При том, делать надежно, красиво, по-умному, чтобы людям было удобно жить и работать.

 Руководимый им колхоз «Шипяны» был в определенной степени образцом в Минской области по наведению порядка на земле, повышению ее продуктивности, обустройству населенных пунктов и производственных объектов. Даже такой авторитет как Николай Ильич Василевич, возглавлявший знаменитый колхоз «Ленинский путь», а потом СПК «Лучники» Слуцкого района, первый и единственный в БССР заслуженный работник сельского хозяйства СССР,  которого удивить чем-то было невозможно, побывав в «Приваловском хозяйстве», изумился: «Не ожидал, что в Смолевичском районе есть чему поучиться! Мехдвор весьма хорош, у себя элементы его внедрим. Новый поселок с коттеджами, амбулаторией, баней, искусственным озером очень естественно вписан в ландшафт Алесино. Впечатляет!»

А ведь поселение могло оказаться безликим. Когда в свое время речь зашла о возведении жилья в тогдашней деревне, а ныне агрогородке,  некоторые  предлагали  решить проблему «одним махом»: грохнем многоэтажку на 40—60 квартир, быстро и относительно недорого решим жилищную проблему. Федор Иванович был категорически против:

 — Сельчанину нужен индивидуальный дом, чтобы и сад развести, и цветочная клумба глаз радовала, дети могли на зеленой травке покувыркаться. Гараж, сарайчик для живности, огородик для лучка-чесночка… А сам дом должен быть рассчитан и на перспективу расширения в случае надобности, и на мансарду.

Аргументация Привалова возымела действие, с его доводами согласились. Новый микрорайон уже планировали с учетом усадебной застройки коттеджами  в двух уровнях со всеми бытовыми удобствами. В них индивидуальное газовое отопление, водопровод, центральная канализация. Невдалеке облагородили заросший осокой пруд, заплескалась в нем чистая вода.

 — В 90-е годы заговорили в окрестностях не без доли зависти  о «психологии алесинцев», — вспоминает бывший председатель Смолевичского райисполкома Олег Александрович Кузнецов. — В чем она заключалась? Если коротко – в прилежности, старании. На работе, обустройстве своего быта, поддержании образцового порядка на подворье, улице. Возле каждого дома – легковой автомобиль. Тогда этот факт особенно подчеркивал зажиточность, хозяйственность его владельца. Досужие заезжие даже подсчитали: это же надо, 40 машин на 30 семей!

 Добротные просторные дома строили не только силами подрядных организаций, многие возведены хозспособом. И нынче за год прирастает агрогородок десятком комфортабельных коттеджей, в которые вложен труд и  местных мастеров. В том числе и церквушку, которую, как и положено, поставили на возвышенности. Инициатором и деятельным участником благого дела была  Марина Александровна, супруга Федора Ивановича. Осуществилась ее давнишняя мечта, засверкал куполом-луковицей компактный, уютный храм, удачно вписавшийся в окружающую среду.

Совхоз «Шипяны», потом одноименные колхоз, ныне дочернее предприятие НПЦ по земледелию для Федора Ивановича, пожалуй,  — самые незабываемые страницы биографии. Связаны они, безусловно, с кипучей, но столь быстро промелькнувшей  молодостью, здесь прошло становление его как высококлассного профессионала, перспективного руководителя, здесь вставали на крыло его сыновья.   Прошло шлифовку, засверкало новыми гранями самое главное качество – быть человеком. Недаром его неодолимым магнитом тянет сюда, находя среди давно знакомых и испытанных людей понимание и поддержку добрым словом, искренностью чувств.

  Время, к сожалению, неумолимо. Ушли солдаты Великой Отечественной, многие ветераны труда, орденоносцы, которых благодарный председатель никогда не оставлял без внимания и участия. Они, скромняги, не жаждали почестей, несбыточных привилегий. Радостью светились их лица, когда в их дом по случаю праздника, дня рождения, «просто так» наведывался Федор Иванович. Не по долгу службы, а по зову сердца. Пронзительные, честные беседы за чашкой чая, разбавленного фронтовыми сто граммами, запали в его душу навсегда,  стали нравственным ориентиром на всю жизнь

 Никогда председатель Привалов не забывал побывать на различных участках производства под Новый год, 8 Марта, поздравить их небольшие коллективы с праздником. Казалось бы, мелочь, ничего особенного, но об этом селяне с теплотой вспоминают до сих пор.

  Когда Федор Иванович уходил на повышение, многие сокрушались, жалели, что останутся без лидера. Он успокаивал: незаменимых нет.

 Он и подумать не мог, что  ему, параллельно со своей основной работой,  снова придется принимать непосредственное участие в дальнейшем развитии сельхозпредприятия, коллектива. Только уже на новом,  инновационном уровне. Для этого  подобралась подходящая команда специалистов.  Снова зачастили в Алесино различные семинары, делегации чуть ли не со всех уголков мира. А поучиться здесь, в дочернем предприятии Научно-практического центра Национальной академии наук по земледелию, есть чему и по внедрению современных методов обработки почвы, организации оптимального севооборота, кормопроизводства, выращиванию на весьма средних по плодородию нивах достойных урожаев, созданию высокопродуктивного, высокотехнологичного молочного животноводства.     Отсюда разработки ученых-аграриев в виде опробированных прогрессивных технологий, элитных семян перспективных зерновых, кормовых культур отечественной селекции «разбирают» многие сельхозорганизации республики.

Вновь чувствуется благотворное влияние ученого и организатора, созидателя Федора Ивановича Привалова.

Николай ШЛОМА,  журналист, заслуженный деятель культуры Республики Беларусь.

Информацию читайте в № 41-44 от 11.02.2017 г.