В жизни как-то так устроено, что на долю каждого поколения выпадают самые разные испытания. Многие людские судьбы перевернули коллективизация, раскулачивание и репрессии. Хлебнул горя весь наш народ в годы Великой Отечественной войны, а выгнали фашистских захватчиков – надо было страну из руин поднимать и тоже терпеть многие лишения. А потом была целина, а потом – строительство Байкало-Амурской магистрали, где тоже приходилось не сладко. Но созидательный труд, даже очень тяжелый, человек переносит легче, с верой и надеждой на лучшие времена и свершения. И даже испытывает чувство гордости за себя и своих соратников, за то, что смогли, выстояли.
В жизни как-то так устроено, что на долю каждого поколения выпадают самые разные испытания. Многие людские судьбы перевернули коллективизация, раскулачивание и репрессии. Хлебнул горя весь наш народ в годы Великой Отечественной войны, а выгнали фашистских захватчиков – надо было страну из руин поднимать и тоже терпеть многие лишения. А потом была целина, а потом – строительство Байкало-Амурской магистрали, где тоже приходилось не сладко. Но созидательный труд, даже очень тяжелый, человек переносит легче, с верой и надеждой на лучшие времена и свершения. И даже испытывает чувство гордости за себя и своих соратников, за то, что смогли, выстояли.
— В моей жизни тоже был непростой и ответственный период – целина, — начал свой рассказ ветеран труда смолевичанин Михаил Макарович Ефимов. – Тридцать лет отдал работе по освоению целинных земель в казахской степи, хлеб растили, а ведь хлеб – это мерило всех мерил.
Еще и в пятидесятые годы минувшего века советская страна, измученная разрушительной войной, залечивая нанесенные ею раны, испытывала недостаток главного жизненного продукта – хлеба. И когда власть предложила распахать бескрайние плодородные целинные земли, чтобы за счет их быстрее наполнить закрома, накормить народ, тысячи и тысячи людей отозвались на этот призыв.
— Я тогда учился в Климовичском профессионально-техническом училище, приобретал специальность механизатора сельского хозяйства, — продолжает Михаил Макарович. – Всю нашу учебную группу стали готовить для работы на целинных землях.
Особого страха перед неизведанностью, перед тем, что придется оставить родные места и близких людей, уехать за тысячи километров в чужие края, молодые ребята не испытывали. Успокаивало, что ехали группой, с друзьями-однокурсниками. Да еще и желание увидеть свет, проехать через всю нашу необъятную страну подзадоривало. Ведь большинство сельских парней, кроме своего села да ближайшего райцентра, и города большого не видели. А по радио звучала веселая песня: «Вьется дорога длинная. Здравствуй, земля целинная! Здравствуй, простор широкий! Весну и молодость встречай свою». В ожидании новых встреч и знакомств, новой жизни ехала молодежь в необжитые казахские степи.
— Высадились с поезда на небольшой станции. Мороз под сорок пять градусов, метель, холодно, в здании вокзала тоже холодно. Мы даже немножко загрустили, — вспоминает ветеран. – Но утром пришли машины, и мы отправились в хозяйство, где предстояло работать. Сорок километров ехали пять часов. Не очень приветливой показалась нам эта целина.
Потом все наладилось, но работать приходилось много. Особенно напряженными были периоды посевной и уборочной кампаний. Поля бескрайние. Весной земледельцы торопились скорей засеять, чтобы не упустить влагу. Там ведь дождей мало, воды мало. А земли очень богатые, плодородные. Тридцать лет Михаил Макарович проработал в хозяйстве и, говорит, ни один год навоз не вносили в почву: не было надобности. Первые урожаи особенно радовали. Они помогли стране собраться с силами и стать на ноги. Есть зерно – и человек будет с хлебом, и животноводство даст более эффективную отдачу, и на продажу что-то останется. Поставленную перед ней задачу целина выполнила. Потом, через годы, конечно, стали возникать проблемы с истощением плодородия части полей. Только это уже, как говорится, другая история.
Работать целинникам приходилось в очень суровых климатических условиях. Летом донимала жара, зимой стояли сильные морозы. Для белорусов, привыкших к умеренному климату, такая погода порой становилась невыносимой. И многие наши земляки, поработав в таких условиях несколько лет, возвращались на родину.
— Был такой случай. Зимой в сильную метель я перевозил группу детей, человек двадцать, — рассказывает Михаил Макарович. – Я – на тракторе, дети на прицепе в фанерной будке. Да еще и мороз, как обычно, за тридцать. И вдруг – поломка в тракторе. Не очень серьезная, но больше часа мне пришлось повозиться, чтобы ее устранить. Не чувствовал ни холода, ни времени. Душа рвалась на части: только бы детей не погубить! Справился, поехали домой. Но после этой поездки у меня появились первые седые волосы, а было мне всего-то двадцать девять лет.
С какими бы трудностями не выпадало сталкиваться Михаилу Ефимову, а три десятка лет отдал целинным землям. Семьей там обзавелся, жена дояркой работала. Трудился добросовестно, с большой ответственностью, показывая пример другим. И труд его был замечен и отмечен правительственными наградами. Михаил Макарович был награжден орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, орденом Ленина.
— Это была очень высокая государственная оценка моего труда, — говорит ветеран. – Рабочего человека и ценили, и уважали. И наш труд высоко оплачивался. В 1987 году я уезжал в Беларусь з зарплатой 450 рублей. (Авт. – для сравнения: редактора районной газеты оклад составлял 160 рублей).
Осваивать целинные земли ехали люди с самых разных уголков Советского Союза, ехали люди разных национальностей, с разными взглядами и традициями.
— Но вражды между нами никогда не было, — уверяет бывший целинник. – Жили дружно, уважали национальные обычаи, помогали друг другу, поддерживали. Местные жители – казахи – люди очень гостеприимные. В жилище зайдешь – прежде всего, чаем угостят, а потом уже о делах пойдет разговор. Я вспоминаю такие отношения людей с теплотой. И очень сожалею, что в нынешнее время из телепередач и газет узнаешь о многочисленных фактах национальной розни. Чтоб там ни говорили сейчас наши недруги, а в Советском Союзе дружбе народов и на государственном, и на бытовом уровне уделялось много внимания.
Вернувшись в Беларусь, Михаил Макарович Ефимов обосновался в Смолевичах, устроился на работу в дорожно-строительную организацию. Теперь он на заслуженном отдыхе.
Э.ПОТАПЧИК.
Информацию читайте в № 149-152 от 24.05.2017 г.