Нынешний год проходит под зна­ком 300-летия со дня рождения святителя Георгия Конисского, архиепископа Могилевского – одного из величайших деятелей культуры нашей страны. В истории трудно отыскать фигуру, сравнимую с ним по широте и глубине взглядов, по разнообразию спектра деятельности – везде наш земляк являлся новатором. В историю Беларуси Георгий Конисский вошел как выдающийся церковный деятель, прославленный проповедник, талантливый политик и дипломат, духовный пастырь, писатель, борец против религиозного и национального угнетения белорусского народа. А.С. Пушкин сказал о нем: «Георгий есть один из самых достопамятных мужей минувшего столетия. Жизнь его принадлежит истории». Святитель Георгий – пример для нынеш­них людей в культурном, интеллектуаль­ном и духовном отношении. Пример, к которому стоит стремиться.

Нынешний год проходит под зна­ком 300-летия со дня рождения святителя Георгия Конисского, архиепископа Могилевского – одного из величайших деятелей культуры нашей страны. В истории трудно отыскать фигуру, сравнимую с ним по широте и глубине взглядов, по разнообразию спектра деятельности – везде наш земляк являлся новатором. В историю Беларуси Георгий Конисский вошел как выдающийся церковный деятель, прославленный проповедник, талантливый политик и дипломат, духовный пастырь, писатель, борец против религиозного и национального угнетения белорусского народа. А.С. Пушкин сказал о нем: «Георгий есть один из самых достопамятных мужей минувшего столетия. Жизнь его принадлежит истории». Святитель Георгий – пример для нынеш­них людей в культурном, интеллектуаль­ном и духовном отношении. Пример, к которому стоит стремиться.

Личность архиепископа Могилевского и Белорусского Георгия Конисского занимает особенное место в истории Православной Церкви и нашей страны. Он происходил из старого украинского рода дворян. Его предки были видными представителями казачества и духовенства. Родился будущий Владыка 20 ноября (по старому стилю) 1755 года, и при рождении его назвали Григорием. Он получил хорошее семейное образование и в 11 лет был отдан в Киево-Могилянскую духовную академию. Во время обучения в академии молодой человек проявил себя как один из самых одаренных учеников: его усердие и успехи в науках послужили причиной тому, что молодого выпускника оставили при Академии в качестве преподавателя. Исполненный стремлением служить высоким религиозно-просветительским идеалам, Григорий принял постриг в Киево-Братском монастыре с именем Георгия. Он вдохновенно трудился на должности проповедника Киево-Печерской Лавры, где начал развиваться его талант оратора, способного доносить евангельское слово до слушателей. В это же время молодой иеромонах старательно готовился к преподавательской деятельности, усиленно штудировал труды античных, средневековых и современных писателей, философов и ученых. Георгий Конисский был человеком необыкновенно высокообразованным как для своего времени, так и для нашего. Он владел и пользовался восемью языками, был профессором авторитетных кафедр академии – поэтики, философии и богословия. Кроме того, он являлся автором трудов по этим научным направлениям.

В 1747 г. отец Георгий стал профессором кафедры философии, где четыре года преподавал свой оригинальный курс и вскоре определился на должность профессора кафедры богословия, а в следующем году был избран ректором. На фоне почета, славы и признания героическим представляется решение иеромонаха Георгия оставить благополучный Киев и возглавить Могилевскую епархию в трудное для нее время. В период окатоличивания и ополячивания на белорусских землях постепенно закрывались православные епархии, и к началу XVIII века епархия в Могилеве осталась последней белорусской православной епархией. Соответственно Могилевской епископ был епископом всей Беларуси и имел статус епископа Могилевского и Белорусского.

Архиерейская хиротония Георгия Конисского состоялась в Киеве, когда ему было 38 лет. Прибыв в Могилев, епископ Георгий нашел состояние единственной в то время белорусской епархии крайне удручающим во всех отношениях: духовном, административном, финансовом. Архиерей увидел неприглядную картину умственного и нравственного невежества низших слоев населения и священства. Религиозное запустение было вызвано длительными гонениями на православие со стороны католической знати, римского и униатского духовенства.

Фактически в течение всей второй половины XVIII века святитель Георгий Конисский духовно окормлял всю Беларусь. Он выезжал в другие города, много проповедовал.

Отстаивая право на образование всех слоев населения, в том числе и простого народа, он открыл при православных храмах школы в Быхове, Гомеле, Мстиславле, Орше, Чечерске и других городах. По образцу Киевской Академии в 1759 году епископ Георгий основал в Могилеве духовное училище, ставшее позднее семинарией, призванной не только дать Белорусской епархии грамотных священников, но стать оплотом просвещения для всех православных белорусов, не имеющих доступа к наукам и знаниям в условиях польского господства.

Главным делом Владыки было не только просвещение, но и защита православных белорусов от притеснений. Чтобы их не загоняли в католицизм, униатство, а дали возможность свободно исповедовать свою веру, и соответственно свой язык, культуру, историческую национальную память.

Епископ Георгий надеялся на помощь со стороны единоверной Российской империи. Он неоднократно встречался с Екатериной II в Москве и Петербурге, принимал русскую императрицу в Могилеве. Святителю Георгию Конисскому приходилось осуществлять политические международные миссии. На несколько лет он выезжал в Варшаву, выступал на сеймах. Когда он произносил речь на латинском языке перед польским королем Станиславом Понятовским, в которой защищал свободу православных верующих, король был настолько потрясен умом и дипломатической смелостью гостя, что сразу же спросил: «Скажите, а много ли столь умных людей, как вы, в России?» Конисский ответил: «Я самый последний из всех», – имея в виду, что все другие умнее его. Настолько это был человек глубоко христианской жизни и смирения.

Целенаправленная борьба православного Просветителя с униатством и окатоличиванием населения подтолкнула его в стремлении документально, юридически обосновать права православных белорусов перед польским королем и судами. Стараясь юридически доказать права православных, проповедник собрал большой архив древних грамот и документов, который в XIX веке лег в основу многих исторических исследований, прежде всего православной истории Беларуси. Он составил и издал ряд юридических справочников, собрав все постановления сеймов, решения литовских и польских магнатов и королей за 400 лет, подтверждающие права православных белорусов.

Не случайно, когда в 1836 году вышло первое двухтомное собрание сочинений архиепископа Георгия Конисского, одним из первых, кто откликнулся на выход этой книги, был Александр Сергеевич Пушкин. Поэт опубликовал обширную рецензию на собрание сочинений, высоко оценив Георгия Конисского как поэта.

Архиепископ Могилевский и Белорусский прожил долгую, для своего времени жизнь – 78 лет. Осознавая, что земной его срок подходит к концу, он составил завещание, в котором выражалась забота о церковном богослужении, порядке в Церкви, о монашестве и благотворительности. По собственному слову святитель Георгий Конисский скончался 13 февраля (по старому стилю) 1795 г. Господь сохранил тело святителя нетленным. Это было обнаружено впервые в 1812 г. французами, искавшими в склепе оружие, и в 1885 г. при ремонте Спасского храма. К сожалению, в настоящее время место нахождения мощей святителя Георгия неизвестно, поскольку Спасо-Преображенский собор в советские годы был разрушен. Определением Синода Белорусской Православной Церкви 6 августа 1993 архиепископ Георгий Конисский причислен к лику святых. Этот день и стал днем памяти святого.

Молитвами святителя Георгия Могилевского да сохранит всех нас Господь Бог от всякой скорби, бед и напастей и укрепит в исповедании Святого Православия!

Иерей Иоанн Ясюкевич, настоятель прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы агрогородка Озерицкая Слобода, благочинный Смолевичского церковного округа.

Информацию читайте в № 229-232 от 05.08.2017 г.