— На горе или на горе? – риторически спросил водитель.
…Эта дорога вела на доминирующую над всем дачным массивом высотку.
В далекие «восьмидесятые» Белорусский автомобильный завод взял в аренду у Смолевичского района неудобья в несколько десятков гектаров земли. Из-за сложности рельефа они практически не распахивались, по большей части служили для выпаса скота, а то и просто «гуляли». Вскоре в «Автозаводце» был избран председатель правления, как тогда говорили, кооператива, а первые садоводы-огородники занялись возделыванием вожделенных соток…
— На горе или на горе? – риторически спросил водитель.
…Эта дорога вела на доминирующую над всем дачным массивом высотку.
В далекие «восьмидесятые» Белорусский автомобильный завод взял в аренду у Смолевичского района неудобья в несколько десятков гектаров земли. Из-за сложности рельефа они практически не распахивались, по большей части служили для выпаса скота, а то и просто «гуляли». Вскоре в «Автозаводце» был избран председатель правления, как тогда говорили, кооператива, а первые садоводы-огородники занялись возделыванием вожделенных соток…
И все было и дружно, и деловито. Дачному массиву на первых порах много помогал Белорусский автозавод: с его помощью техники провели первую пахоту, нарезали и местами подсыпали дороги, при его большой поддержке установили столбы, натянули провода и провели электричество, обнесли земли забором. То есть, основные, капиталоемкие работы были выполнены. Но потом финансовое положение завода стало напряженным, деньги там начали экономить, и по этой причине остались незавершенными планы по строительству водонапорной башни и сети водоснабжающих линий, а также мусоронакопителей.
Первый председатель кооператива ушел, и вслед за этим началась председательская чехарда, продолжающаяся и по нынешний день. С каждым годом на выборы и перевыборы приходит все меньше людей. Просто дачники потеряли веру и в правление, и в председателей: деньги собираются, а ничего нового практически не делается. Разве что время от времени грейдируются дороги.
Да и сами перевыборы нередко сопровождаются скандалами. В прошлом году, к примеру, даже было принято решение: дело о, якобы, хищении общественных средств передать на рассмотрение соответствующих органов. Те, вроде бы, нарушения не выявили… Очередной скандал, похоже, назревает и в нынешнем году. И интрига его во многом вертится вокруг мусорных свалок, наступающих на дачный массив.
В 2010 году кооператив за наличие стихийных свалок мусора, как говорит Петрушин, а его избрали именно в том, «штрафном» прошлом году, был оштрафован на 4,5 миллиона рублей.
— Я половину этого штрафа, хотя он – заслуга моего предшественника, уже «отработал», — говорит Александр Евдокимович. – И половину еще «отработаю»…
Как он это делает – забота его: видимо, есть какие-то возможности и методы это делать. Главное, чтобы не в ущерб природе, а ей на пользу. Но…
В дачный массив ведут два въезда. Первый, словно «маршрут №1», пусть и с большой натяжкой, но можно назвать благоустроенным. Зато второй уже в самом своем начале впечатляет большущей стихийной свалкой. Мы далеки от мысли утверждать, что сформировалась она исключительно садоводами «Автозаводца». Она не в его границах, мимо проходит дорога еще в несколько товариществ. И все же, без сомнения можно утверждать, что по большей части свалку организовали именно «автозаводцы».
Чуть поодаль, уже в периметре «Автозаводца», в заборе из сетки «рябица» дыра, а сразу же за ней груда мусора. Ее еще нельзя назвать свалкой, но начинаются свалки именно с таких вот груд… А может быть они начинаются с другого? И совсем даже не с мусора?
Дальше, уже на территории товарищества, еще одна большая свалка мусора. Недалеко от нее была еще одна, но ее в этом году успели убрать, что и ставит себе в заслугу новый председатель товарищества.
Владимир ЕВСЕЕВ.
Подробную информацию читайте в номере 109 – 111 от 18.05.2011 г.