КОДЕКС ОБ ОБРАЗОВАНИИ: ОСОБЕННОСТИ НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА

Новый 2011/2012 учебный год для системы образования, руководителей учреждений образования и педагогов особенный: с 1 сентября 2011 года вся педагогическая общественность впервые будет работать по нормам законодательного документа – Кодекса об образовании.

Содержание Кодекса в части, где говорится о дошкольном образовании, отражает повышение роли научно обоснованных современных идей педагогики в обновлении содержания  и организации деятельности дошкольных учреждений.

КОДЕКС ОБ ОБРАЗОВАНИИ: ОСОБЕННОСТИ НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА

Новый 2011/2012 учебный год для системы образования, руководителей учреждений образования и педагогов особенный: с 1 сентября 2011 года вся педагогическая общественность впервые будет работать по нормам законодательного документа – Кодекса об образовании.

Содержание Кодекса в части, где говорится о дошкольном образовании, отражает повышение роли научно обоснованных современных идей педагогики в обновлении содержания  и организации деятельности дошкольных учреждений.

В соответствии с Кодексом правовое регулирование взаимодействия всех структур дошкольного образования по обеспечению его качества определяется образовательным стандартом. Содержание образовательного стандарта дошкольного образования определено с учетом специфики дошкольного возраста, требований к образовательному процессу и учебно-программной документации. Впервые разработан типовой учебный план дошкольного образования, который структурирован по образовательным областям и определяет объем учебных часов в неделю. Основными формами организации образовательного процесса, согласно Кодексу, теперь являются игра и занятие. При реализации образовательной программы дошкольного образования устанавливаются каникулы, в период которых с воспитанниками проводится только физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа.

Впервые в Кодексе регламентирован порядок организации подвоза детей дошкольного возраста (ст.47 гл.5).

Вместе с  инновациями, которые законодательно закреплены в дошкольном образовании, по-прежнему сохраняются лучшие традиции. Так, в частности, сохранен статус дошкольного  образования как первого уровня основного образования, что обеспечивает признание самоценности дошкольного детства на уровне реализации государственной политики. В Кодексе гарантировано закреплены все виды поддержки семьи, имеющей ребенка дошкольного возраста, в том числе социальная, педагогическая, психологическая, экологическая помощь.

Важно и то, что раньше такая норма, как бесплатное дошкольное образование, была закреплена только на уровне постановления Совета Министров Республики Беларусь, а теперь — на уровне статьи 3 Кодекса об образовании.

Одна из норм Кодекса сохраняет возможность разнообразить режим нахождения воспитанников в учреждениях дошкольного образования, в том числе кратковременное пребывание детей (гибкость и мобильность его проявляется в продолжительности пребывания от 2 до 7 часов, разовость посещения на протяжении дня, недели, месяца, года). Кроме того, гарантированы временные рамки нахождения детей в детских садах, в том числе и детей с особенностями психофизического развития, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей; уточнена процедура зачисления детей в дошкольные учреждения; введено фиксированное максимальное количество детей в группе, дифференцированное по возрасту воспитанников.

На уровне общего среднего образования, согласно Кодексу, в новом учебном году могут функционировать учреждения общего среднего образования следующих видов: начальная школа, базовая школа, средняя школа, вечерняя школа, гимназия, гимназия-интернат, лицей, специализированный лицей, суворовское училище, кадетское училище, школа-интернат для детей сирот и детей, которые остались без попечения родителей, санаторная школа-интернат, учебно-педагогический комплекс, межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации, межшкольный центр допризывной подготовки.

В Кодексе сохранилась ранее установленная наполняемость классов в соответствии с видом учреждения общего среднего образования. Таким образом, в I-IV классах она составляет 20 учащихся, в V-XI классах – 25 учащихся, в I-XI специализированных по спорту классах, классах средних школ–училищ олимпийского резерва – 20 учащихся, в I-IX классах базовых школ – колледжей искусств – 20 человек, в I-XI классах средних школ-колледжей искусств – 20 учащихся, в V- ХI классах гимназий, гимназий–интернатов, гимназий–колледжей искусств – 20 учащихся, в Х-ХI классах лицеев – 20 учащихся, в VII- ХI классах суворовских училищ, специализированных лицеев – 20 учащихся, в VIII-ХI классах кадетских училищ – 25 учащихся, в Х – ХII классах вечерних школ, классах учебно-консультационных пунктов, вечерних классах – 20 учащихся, в I-ХI классах санаторных школ-интернатов, школ-интернатов для детей сирот и детей, оставшихся без опеки родителей, – 20 человек, в V-ХI классах межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации – 25 человек, в Х-ХI классах межшкольных центров допризывной подготовки – 25 человек.

Подробную информацию читайте в номере 178 – 181  от 6.08.2011 г.

Мария Максимовна САЩЕНКОВА, заместитель начальника отдела образования Смолевичского райисполкома.