На территории Национального аэропорта «Минск» действует пункт международного почтового обмена, на котором с 2015 года таможней «Минск-2» осуществляется таможенное оформление и выпуск международных почтовых отправлений (МПО). За 2017 год оформлено в таможенном отношении более 5 миллионов международных почтовых отправлений. Сотрудниками фиксируется значительное количество обращений получателей и отправителей посылок по вопросам разъяснения порядка таможенного оформления и контроля. Приведем несколько наиболее часто встречающихся вопросов, на которые отвечает главный инспектор отдела организации таможенного контроля таможни «Минск-2» Татьяна Будникова.

Вопрос: Мною в интернет-магазине был приобретен товар за 20 евро. В течение последних нескольких месяцев мною больше ничего не заказывалось и в мой адрес не поступало. Когда посылка пришла, оказалось, что за нее нужно платить таможенные платежи. Учитывая, что стоимость заказанного товара не превышала 22 евро, разъясните, на каком основании были начислены таможенные платежи?

Ответ: Определение соблюдения беспошлинной нормы ввоза МПО осуществляется таможенным органом исходя из сведений, заявленных декларантом в таможенной декларации, а также полученных в ходе таможенного контроля. В соответствии с таможенным законодательством декларантом МПО является отправитель товаров, а в качестве таможенной декларации используется почтовый документ, сопровождающий МПО, в частности: декларация формы CN22.

Если действительно в течение календарного месяца, за время которого товар прибыл на таможенную территорию и был помещен на временное хранение, в Ваш адрес не поступало иных посылок, и не была превышена норма беспошлинного ввоза МПО по весу (не более 10 кг.), Вам, прежде всего, необходимо уточнить, какие сведения о стоимости товара были заявлены отправителем в таможенной декларации. Если заявленная отправителем стоимость товара превышала 22 евро, то норма беспошлинного ввоза была превышена, и в отношении МПО необходимо уплатить таможенные платежи. Также могут иметь место случаи, когда в соответствии с таможенным законодательством (пункт 3 статьи 267 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза) таможенная стоимость была определена таможенным органом в размере более 22 евро на основании имеющейся в его распоряжении информации о цене на аналогичные товары, например, если в документах, сопровождающих МПО, отсутствовали сведения о стоимости товаров либо имелись обоснованные причины полагать, что такие документы содержат недостоверные сведения о стоимости.

Вопрос: Зная о нормах беспошлинного ввоза МПО, я слежу за тем, чтобы стоимость моих заказов на AliExpress в течение календарного месяца не превышала общую сумму 22 евро. Учет своих заказов веду сразу, как только оформляю и оплачиваю покупку через сайт, поэтому точно знаю, что установленный лимит в 22 евро не превышаю. Вместе с тем, в отношении части посылок все равно иногда начисляются таможенные платежи. Почему так происходит?   

Ответ: Таможенные платежи начисляются в случае превышения норм беспошлинного ввоза, установленных Указом № 360. Указанные нормы распространяются на МПО, пересылаемые в течение календарного месяца в адрес одного получателя. При этом Указом № 360 определено, что для контроля за соблюдением норм беспошлинного ввоза МПО принимается во внимание исключительно дата регистрации таможенным органом документов, представленных почтовым оператором для помещения МПО на временное хранение. То есть, дата заказа Вами товара на сайте, дата его оплаты либо дата фактического получения Вами МПО для определения соблюдения нормы беспошлинного ввоза в течение календарного месяца не влияют. Таможенным органом при контроле соблюдения нормы беспошлинного ввоза МПО, пересылаемых в Ваш адрес, учитывается стоимость всех товаров в МПО, помещенных на временное хранение в течение календарного месяца. Также обращаем Ваше внимание, что при контроле соблюдения беспошлинной нормы ввоза МПО таможенным органом учитывается заявленная отправителем таможенная стоимость, указанная в сопровождающих МПО документах (форма CN22).

Вопрос: Если у меня возникли вопросы о МПО, куда я могу обратиться?  

Ответ: В зависимости от характера имеющихся вопросов, Вам необходимо обращаться к почтовому оператору (РУП почтовой связи «Белпочта») или в таможенные органы.

В частности, в РУП почтовой связи «Белпочта» необходимо обращаться, если вопрос касается: сроков и порядка обработки, доставки, вручения получателю и возврата отправителю МПО;  системы слежения на сайте www.belpost.by, в том числе в части отображения статусов МПО и предоставления сведений о поступивших в адрес получателя МПО, предъявленных для временного хранения в течение календарного месяца; необходимости уточнения почтовым оператором недостающих данных, начисления почтового сбора.

В компетенцию таможенных органов входят следующие вопросы: таможенное декларирование и таможенный контроль; запреты (ограничения) при пересылке через таможенную границу, нормы беспошлинного ввоза, начисление и уплата таможенных платежей; решения таможенного органа о выпуске или отказе в выпуске.

При этом, по таможенным вопросам, касающимся конкретного МПО, необходимо обращаться в ту таможню, в которой совершались таможенные операции в отношении данного МПО. Это можно узнать по сведениям, указанным в колонке «Офис» таблицы результатов поиска МПО в системе слежения на сайте www.belpost.by:

Минская региональная таможня (www.mrt.customs.gov.by):

«MINSK PI2»

«MINSK PI3»

«MINSK EMS»

Таможня «Минск-2» (www.minsk2.customs.gov.by):

«MINSK NATIONAL AIRMAIL UNIT PI-2»

«AMU PI2»

Вопрос: На сайте «Белпочты» (www.belpost.by) в системе слежения по моей посылке уже несколько дней не меняется статус «Прохождение по таможенной зоне». Почему она так долго находится на таможенном контроле?

Ответ: После поступления почтовых отправлений на таможенную территорию почтовым оператором производится их предварительная обработка, в том числе — взвешивание, уточнение недостающих сведений, формирование в электронном виде перечней и т.п. Такие действия совершаются почтовым оператором до предъявления МПО таможенному органу для проведения таможенного контроля. Указанный Вами статус «Прохождение по таможенной зоне» означает, что почтовое отправление включено почтовым оператором в перечень для последующей передачи таможенным органам, то есть, статус еще не означает, что МПО уже предъявлено таможенному органу для проведения таможенного контроля. Подробные сведения о действиях, совершаемых после включения МПО в перечень, в том числе дату и время принятия таможенным органом МПО для таможенного контроля и результаты таможенного контроля, можно узнать, перейдя по ссылке https://webservices.belpost.by, включенной в текст статуса «Прохождение по таможенной зоне» в отношении конкретного МПО. По вопросам, связанным со сроками обработки МПО, необходимо обращаться в РУП почтовой связи «Белпочта».

Вопрос: Какие товары, запрещенные  к перевозке в международных почтовых отправлениях, задерживаются на таможенном контроле?

Ответ: В результате таможенного контроля почтовых отправлений сотрудниками таможни «Минск-2» за 2017 год выявлено 5 уголовных преступлений, связанных с контрабандным перемещением наркотических средств, а также 410 административных правонарушений.

Наиболее часто предметами правонарушений становились холодное оружие (65 фактов), лекарственные средства, содержащие психотропные вещества (40 фактов), культурные ценности (34 факта), валюта, семена растений, используемых в изготовлении наркотических средств (19 фактов).

Для исключения нарушений при организации почтовой пересылки рекомендуем заблаговременно ознакомиться с правилами почтовой пересылки товаров, достоверно и полно заполнить сопроводительные документы на посылку (декларация формы CN22).

Информация предоставлена отделом организации таможенного контроля Таможни «Минск-2».

Фото из архива отдела.