Анализ динамики поступающих обращений в Комитет госконтроля  свидетельствует о наличии в Минской области определенных проблем по работе с письмами и заявлениями  граждан. При общем сокращении количества обращений  данный показатель имеет устойчивую тенденцию к увеличению.  

Так, за 10 месяцев текущего года в Комитет поступило 2109 обращений, что на 10,5% больше соответствующего периода прошлого года. На личный прием обратилось 1026 человек. Кроме того, поступило около 600 письменных обращений.

 

Анализ динамики поступающих обращений в Комитет госконтроля  свидетельствует о наличии в Минской области определенных проблем по работе с письмами и заявлениями  граждан. При общем сокращении количества обращений  данный показатель имеет устойчивую тенденцию к увеличению.  

Так, за 10 месяцев текущего года в Комитет поступило 2109 обращений, что на 10,5% больше соответствующего периода прошлого года. На личный прием обратилось 1026 человек. Кроме того, поступило около 600 письменных обращений.

Большинство поступивших обращений граждан связано с нарушениями в работе руководителей предприятий (18,6% от всех поступивших обращений), деятельностью предприятий и организаций (20,5%), а также органов исполнительной власти (15,4%), жилищными вопросами (18,3%). Многие обращения касаются необходимости решения коммунально-бытовых вопросов (13,6%), вопросов трудовых отношений и выплаты заработной платы (3,6%). 

Не сократилось количество повторных обращений, и многие из них по-прежнему разрешаются только после вмешательства Комитета госконтроля. В частности, по итогам рассмотрения обращения жильцов нового 140-квартирного дома в д. Боровая Минского района на трехмесячное отсутствие горячей воды, обусловленное  не обеспечением ввода котельной местным жилкомхозом, в течение пяти дней после вмешательства работников Комитета жилой дом был обеспечен горячей водой. 

По итогам рассмотрения Комитетом обращения жильцов  дома ЖСПК «Рогнеда-Заславль» (г. Заславль) были устранены строительные дефекты и обеспечен пуск газа в более 100 квартир, жители которых до этого вынуждены были на протяжении 10 месяцев терпеть неудобства. 

В результате настойчивой позиции Комитета госконтроля при рассмотрении обращения, поступившего 08.06.2011 в ходе приема граждан в Смолевичском районе сокращен маршрут доставки топлива жителям одного из населенных пунктов на 2,5 км и соответственно уменьшена стоимость его доставки на 18 300 руб.     

Нередко при рассмотрении обращений сотрудникам приходится выполнять не свойственные «примирительные» функции как, например, при рассмотрении спора, возникшего между дольщиками строительства жилого дома и гаража. В ходе рассмотрения данного обращения было достигнуто соглашение о неправомерности предъявления застройщиком к оплате дольщиком дополнительно паевого взноса в сумме 10 тыс. долларов США, так как было установлено, что указанная сумма предъявлена ошибочно.

Результаты проведенного анализа, а также контрольных мероприятий свидетельствует о том, что не во всех организациях работа с обращениями граждан организована на должном уровне. По-прежнему выявляются факты нарушений законодательства и формального отношения к обращениям. 

К примеру, в ходе рассмотрения письменного обращения гр. С. по вопросу компенсации причиненного дикими кабанами вреда в связи с повреждениями посадок картофеля установлено, что должностными лицами Вилейского райисполкома не был дан ответ в установленные законодательством сроки. По итогам рассмотрения данного обращения, за указанное правонарушение начальник отдела растениеводства управления сельского хозяйства и продовольствия райисполкома привлечен к административной ответственности. 

В ходе рассмотрения в июле текущего года письменного обращения гр. Г. было установлено, что директором частного предприятия не представлена заявительнице информация о результатах рассмотрения записи, произведенной ею еще 28.10.2010 в книге замечаний и предложений. За непредставление информации о результатах рассмотрения обращения к административной ответственности в виде штрафа в размере 140 тыс. руб. привлечена директор указанного предприятия.

При проведении приема граждан в г. Заславль в марте 2011 г. обратилась заявительница по вопросу некачественно проведенного ремонта кровли. Суть вопроса заключалась в том, что в марте-апреле 2010 года в указанном доме был проведен ремонт, после чего заявительница полностью отремонтировала свою квартиру. Однако из-за некачественно выполненных работ по ремонту крыши квартиру в декабре 2010 г. залило. Она обращалась в ЖКХ, однако дефектные акты не составлялись, повторный ремонт крыши не производился. Письменное обращение с личного приема было направлено в Минский райисполком. Из ответа райисполкома следовало, что необходимые работы по ремонту кровли будут выполнены во 2 квартале 2011 г. Т.е. по истечению более полугода со дня возникновения проблемы, или через месяц со дня поступления в райисполком указанного обращения. И только после того,  как поднялся вопрос о привлечении должностных лиц райисполкома к административной ответственности, дефекты кровли были устранены. 

За 10 месяцев 2011 года на «горячую линию» Комитета поступило 309 звонков. Все поступившие обращения ставятся на контроль и оперативно принимаются меры по разрешению поднятых гражданами вопросов. 

Так, в августе 2011 г. на «горячую линию» Комитета поступило обращение от жителя Минского района о том, что в магазине в а/г Лесной  покупателям отказывают в реализации товара (мясная продукция), находящегося в торговом объекте, под предлогом отсутствия цены (товар не расценен). После оперативного вмешательства работников Комитета госконтроля инцидент был разрешен, товар поступил в реализацию, а виновный работник магазина был привлечен к дисциплинарной ответственности.

Все же хотелось бы отметить, что компетенция Комитета государственного контроля ограничена рамками закона. Изначально необходимо разрешать возникающие вопросы на местном уровне – в сельских, районных, областном исполкомах, а при наличии нареканий, формализма, нарушения законодательства или бездействия с их стороны нужно обращаться в Комитет. 

Вместе с тем, любая высказанная информация, в том числе с предложениями, может быть полезна и учтена при проведении контрольных мероприятий. 

Напоминаем, что в Комитете государственного контроля Минской области по телефону 331 64 59 постоянно действует «горячая линия». 

По указанному телефону с 9.00 до 20.00 в рабочие дни и с 9.00 до 17.00 в выходные дни граждане могут сообщить об имеющихся в регионе проблемах и возможных путях их решения, фактах волокиты и бюрократизма при рассмотрении обращений, случаях незаконного и неэффективного использования государственных средств и имущества, разбазаривания государственной собственности, иных нарушениях и злоупотреблениях. 

Работа по защите прав и законных интересов граждан, контролю за соблюдением законодательства, принятию мер по наказанию виновных лиц будет продолжена.

С. В. НЕСТЕРЕНКО, начальник отдела экспертно-правовой  работы Комитета государственного контроля Минской области.

Информацию читайте в номере 285 – 288  от 10.12.2011 г.