Ушедший в прошлое 2011-й для доктора сельскохозяйственных наук, главного научного сотрудника лаборатории озимой пшеницы Научно-практического центра НАН Беларуси по земледелию Ивана Константиновича Коптика был годом знаменательным во многих отношениях. Но особенно примечателен он тем, что в том году Иван Константинович отметил свое 75-летие.
Ушедший в прошлое 2011-й для доктора сельскохозяйственных наук, главного научного сотрудника лаборатории озимой пшеницы Научно-практического центра НАН Беларуси по земледелию Ивана Константиновича Коптика был годом знаменательным во многих отношениях. Но особенно примечателен он тем, что в том году Иван Константинович отметил свое 75-летие.
Известного у нас в республике ученого-селекционера многие его коллеги и те, кому с ним доводилось работать, пользоваться, в том числе и в прямом смысле, плодами его труда, между собой называют «хлебный папа».
Нет, пшеницу у нас в республике сеяли и задолго до того, как в деревне Рачкевичи Копыльского района Минской области в многодетной семье родился Ваня Коптик. Но авторитетом у аграриев пшеница долго не пользовалась: была малопродуктивна, подвержена различным болезням, считалась рискованной культурой для земледельцев. Она занимала в производстве небольшие площади; сортов собственной селекции вообще не было – все земли, отводившиеся под посевы озимой пшеницы, занимали инорайонные сорта. При этом селекционная работа по культуре в республике велась с 1929 года.
…Ване было пять лет, когда пшеница спасла ему, его матери, братьям и сестрам жизнь. Это был 1941-й год. Когда началась бомбежка, под которую попала и их деревня, они убежали из дома. Но до леса было далеко, и они спрятались в поле пшеницы. Дело было к вечеру. Багряный закат накатывал на пшеницу свои краски, и она маленькому Ване казалась кровавой. Картина так прочно легла в память, что он до сих пор помнит ее в деталях. Потом он узнал, что это был один из сортов безостой озимой пшеницы, колос которой сам по себе имел красноватый оттенок.
Есть в этом эпизоде что-то символичное: пшеничное поле однажды спасло жизнь маленькому Ване, а он, когда вырос и стал для всех Иваном Константиновичем, отблагодарил его новыми сортами, значительным увеличением посевных площадей, занятых под озимую пшеницу.
После окончания школы он в течение трех лет работал в колхозе имени Калинина Тимковичского сельского Совета. И так у него все хорошо получалось, настолько заметной была его привязанность к хлебному полю, что агроном колхоза настоял и дал Коптику самые хорошие рекомендации для поступления в Белорусскую сельскохозяйственную академию. Он закончил учиться в ней в 1963 году, получив специальность агронома со специализацией «селекция и семеноводство».
По распределению – была тогда такая форма направления на работу после окончания вуза – попал в Белорусский научно-исследовательский институт земледелия, что в Жодино. Но первые годы его работы – самые, как он сам считает, важные годы в его судьбе, когда происходило становление ученого — прошли в экпериментальной базе «Зазерье» БелНИИЗа. Она находилась в Пуховичском районе Минской области.
Тамошние земли Иван Константинович и сегодня считает самыми лучшими в республике. Недавно ему со товарищи пришлось выдержать настоящую «битву» с чиновниками, вознамерившимися было передать эти земли под строительство домов. Пришлось обращаться в инстанции, причем – в самые высокие: убеждать, приводить аргументацию, настаивать… В этой битве они с соратниками вышли победителями, и чиновники земли экспериментальной базы оставили в распоряжении ученых. Он об этом рассказывает с нескрываемым удовольствием, хотя еще полгода тому назад был угнетен толстенной стеной, которую приходилось, безуспешно на тот момент, «пробивать».
Уже через два года после прихода в институт Иван Константинович стал старшим научным сотрудником. В 1973 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Исходный материал и селекция озимой пшеницы интенсивного типа в условиях Беларуси», а в 1996 году защитил и докторскую по теме «Селекция озимой пшеницы (TriticumaestivumL.) в условиях Беларуси». С 1987 по 2003 годы он являлся бессменным руководителем лаборатории озимой пшеницы научно-исследовательского института земледелия.
Основные итоги многолетней работы Ивана Константиновича, если рассматривать их под углом справки о жизнедеятельности ученого, укладываются в несколько формулировок. Им: усовершенствованы основы селекции озимой пшеницы в Республике Беларусь; проведена систематизация селекционного процесса; изучен мировой генофонд (5 тысяч сортообразцов из 28 стран мира) и проведена его классификация по признакам и свойствам; обоснованы параметры оптимальных морфотипов для условий региона.
Но ведь это, так, справка. А вот и предметность: 23 сорта озимой пшеницы созданы непосредственно И.К.Коптиком и под его руководством. На них он имеет патенты и авторские свидетельства.
Но продолжением селекции считается семеноводство и внедрение сортов в производство. И здесь важным событием для агрокомплекса Беларуси явилось создание и внесение в Госреестр озимых сортов пшеницы Березина, Надзея, Сузорье и Пошук. Грамотное внедрение этих сортов на площади в 1209,4 га обеспечило в республике вытеснение инорайонных сортов. Дальнейшее внедрение сортов пшеницы более поздней селекции Былина, Легенда, Саната, Каравай, Завет, и в особенности сорта Капылянка, получившего известность и в ближнем, и в дальнем зарубежье, дало возможность держать в хозяйствах республики площади озимой пшеницы на 70-80 процентов за счет белорусских сортов. Только под урожай 2011 года озимой пшеницы белорусской селекции посеяно было на площади в 302 тысячи гектаров. Достаточно широко используется эта культура и у нас в Смолевичском районе.
…Иван Константинович написал более 170 научных статей. Им получено 18 патентов, 20 авторских свидетельств. Он является Лауреатом Государственной премии в области науки и техники, Заслуженным работником сельского хозяйства Республики Беларусь. Он в течение 20 лет являлся членом координационного Совета ВАСХНИЛ по озимой пшенице.
Он и сегодня полон энергии и планов. К примеру, в государственный реестр Республики Беларусь на 2012 год включены еще 2 новых сорта – Сакрэт и Капэла, в селекции которых ученый принимал самое непосредственное участие. Для этого он часто выезжал в экспериментальную базу «Зазерье», где в полевых условиях работал с сортами. А дело, как считает ученый, надо доводить до конца. До конца поля…
…Иван Константинович всю сознательную жизнь посвятил одной земледельческой культуре – пшенице. Зато теперь она всегда желанный гость на хлебоприемных пунктах, с каждым годом ей уделяется все больше внимания и площадей в большинстве хозяйств Беларуси вообще, и на Смолевиччине, в частности. В чести и сам ученый-селекционер. И поэтому научная общественность в лице Национальной академии наук, по ходатайству и при информационной поддержке ее Научно-практического центра земледелия, в честь 75-летия ученого выпустила брошюру «Иван Константинович Коптик».
Владимир ЕВСЕЕВ.
На снимке: доктор сельскохозяйственных наук, главный научный сотрудник лаборатории озимой пшеницы Иван Константинович Коптик с новым сортом низкорослой пшеницы.
Фото В.ЕВСЕЕВА.
Информацию читайте в номере 3 – 6 от 6.01.2012 г.