Пешеходы и велосипедисты являются самой уязвимой категорией участников дорожного движения, но, зачастую, именно они  чаще всего являются нарушителями Правил дорожного движения. Перебежать дорогу в неустановленном месте, переехать на велосипеде пешеходный переход, проигнорировать ношение фликера…. В чем кроется причина большинства трагедий на дороге? В первую очередь, в незнании элементарных правил безопасного поведения на дороге и отсутствии взаимовежливости, взаимоуважения между участниками дорожного движения.

ОГАИ Смолевичского РОВД проводит различные мероприятия, направленные на   предупреждение ДТП с участием пешеходов и велосипедистов. Тем не менее, многочисленные рейды все-таки фиксируют нарушения…

МЫ — ПЕШЕХОДЫ

В той или иной степени — все. И даже те, кто привык постоянно ездить в автомобиле,  покидая салон, автоматически переходят в эту категорию — пешеход. Где ходить пешеходам? Правила предписывают пешеходам в первую очередь двигаться либо по тротуару, либо по пешеходной дорожке, либо по велопешеходной дорожке. И только при отсутствии и пешеходной, и велопешеходной дорожки, и тротуара ПДД разрешают двигаться по обочине.

—  За восемь месяцев текущего года с дорог нашего района изъяты 713 пешеходов, — рассказывает начальник ОГАИ Смолевичского РОВД Алексей Михайлович Бутько. — Причем 95 человек находились в состоянии алкогольного опьянения. Кроме этого, было совершено  5 дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, в которых два человека погибли. Тут стоит сказать, что ДТП с летальными исходами происходили на автодороге М1,  и в  обоих случаях пешеходы находились на проезжей  части без  светоотражающих элементов и в пьяном виде.

Основной из причин дорожно-транспортных происшествий является игнорирование самими пешеходами Правил дорожного движения. Госавтоинспекторы утверждают, что  нередко эта категория участников дорожного движения сама создает аварийные ситуации, подвергая опасности водителей и пассажиров. Зачастую пешеходы сознательно нарушают Правила, перебегая улицу вне установленных для этого местах, внезапно выходят на проезжую часть из-за транспортных средств, ограничивающих обзор водителю. Переходят дорогу на запрещающий сигнал светофора, просто идут по кратчайшему пути, причем пешеходный переход может находиться рядом, переходят пешеходные переходы даже не посмотрев по сторонам.

— Можно сказать, что большинство пешеходов пренебрегают требованиями ПДД и не носят в темное время суток световозвращающие элементы, — продолжает Алексей Михайлович.   — Усугубляют обстановку нетрезвые пешеходы, поведение которых невозможно предугадать.  Еще к самым непредсказуемым участникам дорожного движения можно отнести детей-пешеходов. К слову, в этом году с проезжей части дороги был изъят один пешеход-ребенок. Водитель должен воспринимать нахождение ребенка даже у края тротуара как сигнал об опасности, проявлять повышенную бдительность при движении в зоне школы. И родителям необходимо постоянно уделять внимание досугу детей, не оставлять малолетних без присмотра, ежедневно напоминать о мерах безопасности и правилах поведения на улице, дороге!

Я БУДУ ДОЛГО ГНАТЬ ВЕЛОСИПЕД…

В случае с велосипедом, «работает» та же схема, что и с авто. Если вы сели на велосипед, то вы водитель. А если вы с него встали – пешеход. А это значит, что в каждом отдельно взятом случае следует  соблюдать правила либо для водителей, либо для пешеходов для выполнения разных маневров. Но тут хочется обратить внимание на то, все ли, прежде, чем сесть на велосипед,  имеют понятие о  Правилах дорожного движения?

– В этом году в районе произошло два ДТП с участием велосипедистов, — говорит Алексей Михайлович. —  К счастью,  без летальных исходов. Но, как показывает практика, многие велосипедисты нарушают Правила дорожного движения: сознательно либо по незнанию.  Не лишним будет напомнить, что движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по обочине, тротуару или пешеходной дорожке. Допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее одного метра от ее правого края. Велосипедист должен ехать по ходу движения транспортных средств. Также должен поступать и пешеход, ведущий рядом с собой велосипед. Пересекать проезжую часть по пешеходному переходу велосипедист должен, ведя велосипед рядом. И помните: в нетрезвом состоянии за руль велосипеда садиться запрещено!

К слову, запрещена и  перевозка пассажиров на велосипеде. Исключение составляют только дети-пассажиры в возрасте до 7 лет на дополнительном специально оборудованном сиденье. Дети до 14 лет имеют право управлять велосипедом только на пешеходных и жилых зонах, тротуарах, велосипедных и пешеходных дорожках. Выезжать на дорогу общего пользования они могут только в сопровождении взрослого.

ВРЕМЯ ДЛЯ ФЛИКЕРА

С приходом осени  погодные условия заметно ухудшаются. В утренние, вечерние и ночные часы опускается туман, видимость в котором нередко менее 50 метров. И самое главное — световой день становится короче с каждым днем! Все эти погодные факторы имеют непосредственное влияние на дорожную безопасность. И это — самое время для того, чтобы вспомнить про фликер!

— Хочется  еще раз обратить внимание родителей на необходимость обозначения световозвращающими элементами юных участников дорожного движения, — отмечает начальник ОГАИ Смолевичского РОВД Алексей Михайлович Бутько. — Фликеры должны быть как на одежде, так и  на школьной сумке ребенка! Не будет лишним обозначить ребенка как спереди, так и сзади. В таком варианте несовершеннолетний пешеход будет в безопасности.

***

Госавтоинспекция настоятельно рекомендует водителям не превышать скорость, соблюдать дистанцию, быть предельно внимательными, особенно вблизи населенных пунктов, где в любое время на дороге может оказаться пешеход.  Пешеходам — проявлять осторожность и внимательность в дорожном движении, особенно при переходе нерегулируемых пешеходных переходов. Соблюдение Правил дорожного движения, самодисциплина и взаимоуважение пешеходов и водителей могут предотвратить несчастные случаи на дороге!

Ольга ЦЫБУЛЬКО.

Фото автора.