Великая Отечественная война уже давно ушла в историю. Но она оставила в людских душах такой след, что и через десятилетия он не меркнет, будоражит и память, и совесть. И чем дальше от тех военных событий, тем значительнее для нас, современников, каждое новое упоминание или открытие, связанное с теми временами. Как утверждал великий поэт, «большое видится на расстоянии», приобретает особый смысл и значимость.
Великая Отечественная война уже давно ушла в историю. Но она оставила в людских душах такой след, что и через десятилетия он не меркнет, будоражит и память, и совесть. И чем дальше от тех военных событий, тем значительнее для нас, современников, каждое новое упоминание или открытие, связанное с теми временами. Как утверждал великий поэт, «большое видится на расстоянии», приобретает особый смысл и значимость.
Многим смолевичанам, особенно людям старшего возраста, хорошо знакомо имя Героя Советского Союза Надежды Викторовны Троян, которая в годы войны вместе с другими подпольщиками – нашими земляками – принимала участие в борьбе против фашистов-оккупантов, в составе группы патриотов участвовала в уничтожении, можно так сказать, первого врага белорусского народа – наместника Гитлера в Белоруссии Вильгельма фон Кубе, после чего фюрер объявил ее своим личным врагом. В 22 года эта бесстрашная женщина за свой подвиг была удостоена высокого звания Героя. Эти сведения известны, пожалуй, каждому школьнику.
Но на днях в приложении к «СБ» «Союз. Беларусь-Россия» были опубликованы воспоминания сына героини – известного российского кардиохирурга Алексея Коротеева. Рассказ одного из самых близких человека нашей известной соотечественницы мы сегодня хотим предложить читателям.
«… Иногда у меня спрашивают: а что это за фамилия такая – Троян? Троя, Троянский конь – древняя династия? Но нет, ничего общего с древними родами. Троян – в переводе с белорусского – всего лишь вилы с тремя зубцами. Мама очень гордилась, что она белоруска.
Родилась она в маленьком городке Дрисса Витебской области. Теперь город переименован в Верхнедвинск…
В 1939 году семья переехала в Красноярск. Здесь мама окончила школу с красным аттестатом, который позволял без экзаменов поступить в любой институт. Она выбрала Первый Московский мед, санитарно-гигиенический факультет. Но второй курс пришлось начинать в Минске: отец нашел работу на шоколадной фабрике «Большевичка», и семья воссоединилась.
Когда началась война, вся семья Нади Троян оказалась в оккупированном Минске, а в 1942 году они перебрались в городок Смолевичи километрах в сорока от Минска. Здесь мама устроилась в контору торфозавода ( это было бывшее торфопредприятие имени Орджоникидзе – прим. ред.). Еще в школе она прекрасно выучила немецкий. Потом это ей не раз помогало. Знала, что в этих местах действует партизанский отряд, народ об этом уже поговаривал. Но как установить связь с партизанами? Вдруг однажды мама случайно услышала разговор на немецком: на завтра запланирована карательная операция по уничтожению отряда. Все бросила, побежала к подруге Нюре, которая, по ее ощущениям, была связана с партизанами. «Попробуй предупредить ребят, что завтра здесь будут каратели». На следующий день, когда немцы начали прочесывать лес, то обнаружили только погасшее партизанское кострище. Через неделю к Наде подошла Нюра: «С тобой хотят познакомиться партизаны».
Так мама стала бойцом партизанского отряда «Буря», который входил в разведывательно-диверсионную бригаду «Дяди Коли». В этот отряд перешла вслед за мамой и вся наша семья, включая и маминого брата Женю. Бабушка моя в свои тогдашние 40 лет стала кашеваром. Дедушка помогал по хозяйству, оба воевали. Мама участвовала в боевых операциях. Наиболее значительные из них – рельсовая война. За два с половиной года бригада «Дяди Коли» пустила в Белоруссии под откос 328 немецких эшелонов – получается, что несколько дивизий.
В феврале 1943 года Сталин отдал приказ уничтожить наместника Гитлера Вильгельма фон Кубе, бесчинствующего в Белоруссии. Выпало участвовать в этом и моей маме.
По данным историков, за Кубе охотилось больше десятка различных отрядов. Перед мамой поставили задачу – любым способом проникнуть в дом Кубе и завербовать агента. Учитывая знание немецкого, ей сделали документы, и она переселилась в Минск под своей фамилией. Она даже заключила с кем-то фиктивный брак. Вот такая история.
Начала искать подступы и обнаружила, что в этом особняке работает горничной Елена Мазаник, которая могла бы ей помочь. Далеко не сразу Елена Григорьевна, ставшая после войны близкой подругой мамы, согласилась сотрудничать с партизанами. Поначалу боялась, но в итоге передала Троян рисунок с расположением комнат дома Кубе.
А дальше выскажу свои предположения. Думаю, две организации – военная разведка и разведка НКВД – свою работу в какой-то степени координировали. Где-то и кто-то передал информацию о шагах мамы в отряд дяди Димы – отряд военной разведки. В нем была и Мария Осипова. В распоряжении двух разведок были магнитные мины. И получилось так, что в сентябре 1943-го Осипова передала мину Мазаник. А та прикрепила эту мину к пружинам постели фон Кубе. В три часа ночи 22 сентября произошел взрыв. У Кубе оторвало левую часть тела.
А моя мама, еще не зная о взрыве, после него прошло всего несколько часов, пробиралась в уже оцепленный город, чтобы передать точно такую же мину той же Мазаник. Запрятала ее в торт, благополучно проскочила все посты. Когда подошла на то самое место, где договорились встретиться с Мазаник, выяснилось, что по всему этому району ищут совершившего покушение. И мама поняла, что надо как можно скорее в лес.
У нее потом часто спрашивали, ради чего ставила жизнь на карту, проходила сквозь кордоны, снова рискуя попасться с этой самой английской миной: город-то блокирован. Разве нельзя от мины избавиться? Ведь Кубе казнен, акт возмездия совершен. Но не выбросила, объясняла мне: не хватало партизанам таких вот мин.
Для фашистов уничтожение Кубе стало огромным ударом. Объявили траур. По-моему, траур объявлялся в Германии еще только после разгрома под Сталинградом.
Немцы провели следствие. Довольно быстро выяснили, кто провел операцию. И Гитлер объявил всех ее участников своими личными врагами. Елену Мазаник и Марию Осипову одним путем, а маму – другим доставили на далекий хутор, а потом на самолете – в Москву. 29 октября 1943 –го, в день рождения комсомола, Надежде Троян, Елене Мазаник и Марии Осиповой было присвоено звание Героя Советского Союза. За всю войну этого звания удостоились всего 87 женщин».
После войны Надежда Викторовна Троян окончила Московский медицинский институт, защитила диссертацию. Она работала проректором института, где училась, являлась доцентом кафедры госпитальной хирургии, была директором крупного НИИ. Кроме того, успевала работать в комитете ветеранов войны и защиты мира. А еще, после ранней смерти мужа, журналиста-фронтовика Василия Коротеева, одна растила двоих сыновей.
Совсем недолгое время связывало эту отважную женщину с нашим краем. Хотя каждый военный год по его напряжению и суровости можно без всяких натяжек приравнивать и к двум, и трем более мирным годам. И нам, жителям района, должно быть особенно важно и приятно, что подвиг героической женщины начинался на Смолевиччине.
Подготовила Э.ПОТАПЧИК.
НА СНИМКЕ: Н.В.Троян.
Фото из архива.
Информацию читайте в номере 19 – 20 от 25.01.2012 г.