Обращения… От граждан в прокуратуру Смолевичского района в 2011 году всего их поступило 438, что на 90 больше, нежели в 2010 году, и от юридических лиц – 138, что на 71 больше, чем в 2010 году. О работе прокуратуры Смолевичского района по обращениям граждан и юридических лиц в беседе с нашим корреспондентом рассказывает прокурор Смолевичского района Виктор Семенович Русакович (на снимке).
Обращения… От граждан в прокуратуру Смолевичского района в 2011 году всего их поступило 438, что на 90 больше, нежели в 2010 году, и от юридических лиц – 138, что на 71 больше, чем в 2010 году. О работе прокуратуры Смолевичского района по обращениям граждан и юридических лиц в беседе с нашим корреспондентом рассказывает прокурор Смолевичского района Виктор Семенович Русакович (на снимке).
— В 2011 году прокуратура Смолевичского района, исполняя требования законодательства об обращениях граждан и юридических лиц (далее будет использоваться сокращенная форма — «обращения граждан»- Прим.ред.), протокола поручений Президента Республики Беларусь, озвученных им 9 ноября 2010 года в ходе проведения совещания о повышении эффективности работы с обращениями граждан, приказов и распоряжений Генерального прокурора Республики Беларусь, уделяла особое внимание совершенствованию организации работы с обращениями граждан.
Анализируя эти обращения, можно заметить, что значительная их часть не относится непосредственно к компетенции органов прокуратуры. В 2011 году в прокуратуру района поступило 183 таких обращений – это на 29 больше, нежели в 2010 году. Большинство их касается привлечения граждан различными структурами к той или иной форме ответственности, неудовлетворительной работы систем ЖКХ, упорядочения деятельности садоводческих товариществ, нарушений земельного и жилищного законодательства.
Понятно, что функциональные возможности прокуратуры Смолевичского района по разрешению таких обращений ограничены. В результате они сводятся к тому, что прокуратура дает общую оценку обоснованности поступления обращений и затем направляет их в те органы, где они должны быть рассмотрены по существу.
Из числа поступивших обращений граждан, прокуратурой района разрешено 224. Все они непосредственно относились к ее компетенции. Это на 50 обращений больше, чем в 2010 году. Признаны обоснованными и удовлетворены 42 обращения или 19 процентов от общего количества разрешенных.
— Виктор Семенович, а нельзя ли конкретизировать, на кого чаще всего жалуются наши сограждане?
— Наибольшее количество жалоб в прокуратуру района касается деятельности Смолевичского РОВД — 139 (на 26 больше, чем в 2010 году) или 62% от всех жалоб. (Впрочем, это на 2,9% меньше, чем в 2010 году. Авт.). Свое удовлетворение нашли 21 из них.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что количество разрешенных обращений по вопросам следствия и дознания, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, изменилось незначительно. Вообще не изменился показатель числа удовлетворенных обращений по линии дознания. Вместе с тем, отмечается увеличение количества удовлетворенных обращений по линии следователей РОВД, что свидетельствует как о распространенности допускаемых следователями РОВД нарушений, так и о ненадлежащей организации ведомственного контроля. Прокуратурой района ужесточены меры реагирования на случаи недобросовестного исполнения должностными лицами Смолевичского РОВД своих обязанностей.
Приведу пример. В прокуратуру Смолевичского района поступила жалоба Д.К. на бездействие сотрудников Смолевичского РОВД (здесь и далее мы приводим только инициалы упомянутых в интервью граждан. Кто-то из них в своих претензиях был удовлетворен, кто-то уже понес свое наказание. – Авт.). В ходе прокурорской проверки было установлено, что 12.03.2011 и 21.03.2011 года участковым инспектором милиции (УИМ) Смолевичского РОВД лейтенантом милиции Д.И. в отношении гражданки М.Б. были составлены протоколы об административных правонарушениях. Характер их находит свое отражение в статьях 9.2 и 9.3 КоАП Республики Беларусь. 23.03.2011 года протоколы были направлены в суд Смолевичского района для рассмотрения по существу. Постановлением суда Смолевичского района от 28.03.2011 года административные дела были возвращены начальнику Смолевичского РОВД для устранения недостатков в связи с несоблюдением требований к форме и содержанию протокола.
Что же не понравилось суду? Так, в протоколах об административных правонарушениях в отношении М.Б. не было конкретизировано: в чем, и в какой форме выразились оскорбления с ее стороны в адрес граждан, участвовавших в событии; а также, в чем выражались заведомо ложные, позорящие другое лицо, измышления и в отношении какого лица эти измышления были распространены. Кроме того, из административного дела по ст.9.3 КоАП Республики Беларусь следует, что М.Б. высказывала нецензурную брань в адрес Д.К., В.К. и О.С. Однако указанным лицам не разъяснялись их права и обязанности потерпевших, сведения о них в протокол об административном правонарушении внесены не были.
Подготовка дел об административных правонарушениях к рассмотрению в отношении М.Б. была поручена УИМ Смолевичского РОВД лейтенанту милиции Д.И., который, на момент прокурорской проверки, указанные судом недостатки не устранил, ни одного процессуального действия не провел.
Изучение данных дел показало, что со стороны лейтенанта милиции Д.И. было проявлено крайне недобросовестное отношение к своим служебным обязанностям, выразившееся в нарушении требований административно-процессуального законодательства, волоките и формальном исследовании доводов заявителя.
Прокурором Смолевичского района в отношении лейтенанта милиции Д.И. было возбуждено дисциплинарное производство, и он впоследствии, приказом начальника УВД Миноблисполкома, был уволен из органов внутренних дел.
Вызывает обеспокоенность то обстоятельство, что большинство поступающих жалоб касается незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела. Подобные факты имели место практически во всех службах Смолевичского РОВД. Юридическая безграмотность должностных лиц, субъективизм в оценке доводов заявителей, невнимательное отношение к ним характерны, в частности, для ООПП Смолевичского РОВД.
— Но, наверное, не только на работников милиции поступают нарекания?
— Безусловно. Люди жалуются на неудовлетворительное состояние тех или иных систем ЖКХ. К этому следует добавить то, что по-прежнему не уменьшается число поступающих в прокуратуру района обращений о нарушениях в деятельности садоводческих товариществ; о нарушении жилищного и земельного законодательства… Все они, личные проблемы людей, нашедшие свое отражение в обращениях, в соответствии с действующим законодательством, не были своевременно разрешены другими государственными органами, и граждане вынуждены были обращаться к прокурору. Например, до настоящего времени не разрешена проблема обеспечения водой жителей верхних этажей ряда домов г.Смолевичи во время так называемого «поливочного периода». Имеются существенные недостатки по реализации требований Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» по обеспечению регулярного водоотведения (канализация) в а.г.Слобода.
Проведенный прокуратурой Смолевичского района анализ обращений граждан, поступающих при личном приеме и на «горячую линию» прокуратуры, показал, что в нарушение абз.4 п.1 постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 3 декабря 2010 №25 «О требованиях, предъявляемых к качеству основных жилищно-коммунальных услуг», жители дома №52 по ул.Социалистической не обеспечены регулярным водоотведением, а их обращения в КУП «Смолевичское ЖКХ» остаются без должного реагирования. И только по предписанию прокурора Смолевичского района недостатки были устранены.
Подробную информацию читайте в номере 39 – 42 от 18.02.2012 г.
Е.ВЛАДИМИРОВ.
Фото А.ВОЛОДЬКО.