60 ЛЕТ НА БЕРЕГАХ УСЯЖИ


    60 ЛЕТ НА БЕРЕГАХ УСЯЖИ

 

    ЕЩЕ ВЧЕРА…

    — Это удача, что наш маленький поселок в свое время не назвали каким-нибудь «модным» в советские времена именем, а именовали его так, как называли свои поселения наши пращуры: по имени реки, близ которой строили свои дома, — сказал мне один из жителей поселка Усяж. – Река Усяжа и поселок Усяж… И переименовывать ничего не надо. А Бог речной пока благоволит и к заводу, и к поселку…

 

     60 ЛЕТ НА БЕРЕГАХ УСЯЖИ

     60 ЛЕТ НА БЕРЕГАХ УСЯЖИ
ЕЩЕ ВЧЕРА…

    — Это удача, что наш маленький поселок в свое время не назвали каким-нибудь «модным» в советские времена именем, а именовали его так, как называли свои поселения наши пращуры: по имени реки, близ которой строили свои дома, — сказал мне один из жителей поселка Усяж. – Река Усяжа и поселок Усяж… И переименовывать ничего не надо. А Бог речной пока благоволит и к заводу, и к поселку…

Как там боги, не знаю, а то, что открытое акционерное общество «Торфобрикетный завод «Усяж»» вот уже 25 лет возглавляет Петр Федорович Слесарчик.

    …Когда-то, еще в доперестроечные времена, таких предприятий на пространстве СССР было множество. Перерабатывая торфяные пласты вокруг болот, они производили брикеты и продавали их для отапливания домов населению через знаменитые организации «Гортоп». Много брикета шло и в различные котельные. Сегодня, когда «газовая» сеть вытеснила деревенские печи, потребителей торфяных брикетов значительно поубавилось. И на постпространстве Советского Союза в таком формате Усяжский торфобрикетный завод остался одним из немногих.

    Усяжский торфобрикетный – это предприятие градообразующее. Строить его начали еще до войны, но первый торфяной брикет получили в 1952 году. Вместе со строительством завода, на пустом месте, недалеко от реки Усяжа и окружающих ее болот и торфяников, рос поселок. Так что, он – полный ровесник завода: обоим в эти дни исполняется 60 лет. Но, пожалуй, самые тяжелые годы и для предприятия, и для поселковцев пришлись на девяностые годы, когда, оставшись без прежней массированной поддержки государства, большинство предприятий не выдержали испытаний. Многие сегодня считают, что только благодаря разворотливости Слесарчика завод не только выжил, но и вырос «в весе» в топливно-энергетическом комплексе страны. 

    Тогда, в трудные времена, нашлось немало желающих уйти с завода, поискать работу поденежней и полегче. Петр Федорович всячески старался удержать людей, порой даже непопулярными методами – в пределах законодательства заставлял отрабатывать положенный срок, и в это время беседовал с ними, убеждал не спешить с решением уволиться. Кто остался – потом не жалели. Ну, а те, кто, поддавшись коньюнктуре, ушли, потом, одумавшись и хлебнув «легких харчей», на завод устроиться уже не могли – такова была позиция директора.

    Он и сегодня полон оптимизма. А поскольку им одним, оптимизмом, сыт не будешь, у Петра Федоровича множество планов на перспективу. Некоторые из них он реализует уже сегодня, поскольку время не терпит отлагательства.

    — Не верьте тем, кто утверждает, что у нашего предприятия нет перспективы, — убеждает он сегодня всех. – Да, торфяное месторождение «Усяж» иссякает. Но мы уже в ближайшее время начнем осваивать новые торфяные залежи. Туда протянем 2-киллометровую узкоколейную железную дорогу. Кроме этого, сегодня в проработке месторождения торфа в Логойском районе. Придется тянуть туда железнодорожную ветку узкой колеи длиной в 10 километров, строить мост через реку Гайну. Зато перспективные площади торфяных полей составляют по предварительной оценке более 1 000 гектаров! Еще и нашим внукам хватит работы на них. Более 10 миллиардов рублей нами уже в ближайшем будущем будет израсходовано на инновации.

    Утверждают, что Слесарчик слов на ветер не бросает…

     СЕГОДНЯ

    Время показало, что директор во многом был и прав, и прозорлив. Сегодня предприятие только торфяных брикетов выпускает до 100 000 тонн в год. К примеру, только за семь месяцев текущего года их уже изготовлено 54,7 тысячи тонн, а планировалось на этот период изготовить 48 тысяч тонн.

    — В сутки мы производим 300-400 тонн брикета, — рассказывает наш гид по предприятию начальник производственно-технического отдела завода Валерий Иванович Ситько.- Работаем круглосуточно, за исключением дней, когда останавливаемся на профилактику оборудования и капитальный ремонт…

    — И что, так часто ремонтируетесь?

    — У нас капитальный ремонт – плановый ремонт. Он в обязательном порядке проводится один раз в год. Как правило, это апрель, когда предприятие в меньшей степени загружено. Весна, паводок, и добыча торфа затруднена…

    ООО «ТБЗ Усяж» не только смогло сохранить свои основные фонды, но и развивает их. К примеру, только в основной капитал за семь месяцев текущего года инвестировано 2 миллиарда 858 миллионов рублей, тогда как бизнес-планом предполагалось инвестировать 1 миллиард 400 миллионов рублей. То есть, выполнение составило 204,1 процента! Это тоже позиция директора, поддержанная и коллективом.

    Часть инвестиций, к примеру, пошла на изготовление сравнительно недавно запущенной линии по производству растительного грунта на основе торфа.

    — Это наша линия, — не без гордости говорит Петр Федорович Слесарчик при знакомстве. – Нами задумана, нашими инженерами спроектирована, и нашими рабочими сделана. 800 миллионов рублей в нее вложили.

    Грунт растительный в их изготовлении, по сути своей, это торф в определенных пропорциях смешанный с удобрениями и песком. В результате получается отличная смесь, употребляемая, в основном, предприятиями «Зеленстроя» различных районов столицы. Но в числе их заказчиков на растительный грунт значатся и «Зеленхозы» других городов страны.

    Так что, если вы в Минске увидите, как, при работах по благоустройству, территория засыпается торфяным грунтом, то знайте, что, скорее всего, это грунт, произведенный в Усяже на торфобрикетном заводе.

    Еще одна заметная инновация – реконструкция системы обеспыливания прессов с установкой рукавного фильтра в брикетном цехе. Нет, система была и до этого, только с использованием воды. Примитивно говоря, это были этакие водяные завесы, которые фильтровали загрязненный торфяной пылью воздух, отводимый от прессов. В цехе было влажно, из-за чего и оборудование чаще, чем сегодня, выходило из строя. Ныне сложной конструкции рукав «осаживает» пыль в своих фильтрах. Что и говорить, «санитария» в цехе значительно улучшилась.

    Мы назвали только две наиболее заметные инновации на заводе, внедренные в последнее время. А сколько денег было потрачено на более мелкие работы по улучшению технологического цикла производства… Все подсчитано, все укладывается в те 204,1 процента роста инвестиций в основное производство. 

    …За семь месяцев текущего года здесь было выпущено промышленной продукции на 22 миллиарда 886 тысяч рублей, что составило 118 процентов от плановых показателей.

    И еще одна цифра нас впечатлила. Сидеть на торфе и не попытаться вырабатывать свою электроэнергию было бы, наверное, неправильным. У них в технологический цикл включены два парогенератора. Так вот, в показателях социально-экономического развития предприятия значится графа «Выработка электроэнергии». По плану они предполагали выработать ее 1 миллион 300 тысяч кВт\\ часов, а получили 1 миллион 373 тысячи. И здесь показатель роста 105,6 процента. Но дело даже не в росте, а в том, что, используя местную сырьевую базу, они, пусть и в самом малом количестве, но обеспечивают приток электроэнергии в центральную систему энергообеспечения страны.

    Среди показателей значится еще один, который они вправе поставить себе в существенную заслугу: объем платных услуг населению. Здесь рост составил 231,1 процента! На 110 миллионов рублей предприятие оказало услуг населению.

    — Да хотя бы тот же растительный грунт… Его у нас покупают и частники, — рассказывает Валерий Иванович Ситько. — Но мы не просто грунт продаем, но и оказываем одновременно и транспортные услуги по доставке грунта до местоназначения.

    — Да зачем частнику столько грунта – целая машина!?

    — Кто-то цветы в теплицах разводит, кто-то огурцы, перцы да помидоры… А грунт у нас выгодно покупать. Он сравнительно недорог. Вот мы и рады «услужить», что-то при этом зарабатывая…

    Хорошее «что-то» — миллионы рублей…

    Наверное, этих показателей не было бы, если бы не рост производительности труда на предприятии. Если смотреть на него с позиции «миллионов рублей», то картина выглядит так: планировать довести суммарную производительность до 68,75 миллиона рублей, а довели до 85,72 миллиона рублей. Рост — 124,7 процента.

    Столь же завидные цифры у них и по ряду других определяющих показателей социально-экономического развития.

    ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА

    Во время знакомства с предприятием, мы обратили внимание на чистоту и порядок на заводской территории, на зеленые газоны и свежевыкрашенные стены заводских сооружений, на экзотические туи и родные сердцу яблони, усыпанные яблоками. Они соседствуют, дополняя друг друга. И глядя на этот порядок, проникаешься доверием и к заводской продукции. Было рабочее время, но то тут, то там мы встречали людей в спецовках, которые занимались, словно на субботнике, благоустройством. Один из работников электрокосилкой подравнивал газон.

    — Обратили на него внимание? – спрашивает Валерий Иванович. – А ведь это электрик брикетного цеха.

    — Да-да-да, — заметив удивление на наших лицах, заулыбался Ситько. – У нас своего цеха или участка благоустройства нет. Нет и уборщиков. Просто вся территория закреплена за цехами. Они ее благоустраивают: выравнивают, вырезают старые деревья и сажают новые, в последнее время – чаще декоративные, ведут покос травы, обрезают яблони. Это позиция нашего директора. Он может простить какие-то мелкие упущения на производстве, но за благоустройство, за чистоту и порядок у него спрос с каждого — от рабочего и до руководителя — каждодневный и самый строгий. Поэтому сами работники следят за чистотой и на дворе, и в цехе. Зато и результаты налицо: кто бывал на заводе еще пяток лет назад – сегодня не узнает его. А насчет того, что делается это в рабочее время… Так это та же основная работа, только иным способом. Вот у электрика брикетного цеха Дениса Анатольевича Быковского выдалось свободное время и он, вместо того, чтобы сидеть впустую, вышел газон косить…

    А ведь с этого и начинается качество. Не показное, настоящее. Не с руки как-то на красивом, ухоженном рабочем дворе выпускать некачественную продукцию. Впрочем, если у кого-то от избытка лени или недостатка дисциплины и возникнут такие желания, то здесь на страже качества стоит заводская испытательная лаборатория.

    ЛАБОРАТОРИЯ

    Она у них, начиная с 2007 года, постоянно аккредитуется и соответственно сертифицируется по международному стандарту ИСО/МЭК-17025.

    — Наша работа направлена на определение соответствия международному стандарту теплотворной способности, влажности, зольности, содержания серы всех видов твердого топлива, — рассказывает инженер ПТО Татьяна Владимировна Протопопова.     — Все предприятия страны, производящие те или иные виды твердого топлива – угли, лигнины, щепу, различного рода брикеты, в том числе и на основе торфа, и тому подобное, и желающие иметь подтверждающие качество их продукции документы — обращаются к нам за услугами. Мы проверяем их образцы и выдаем нужные сертификаты соответствия.

    Работает лаборатория круглосуточно. Главная задача – выпуск заводом качественной продукции. Каждые два часа – входной по торфу и выпускной по брикетам контроль. 

    — Зато что-то о каких-то там рекламациях на продукцию нашего предприятия я не слышала, — улыбается Татьяна Владимировна.

    …Знать не зря они, а их всего-то в лаборатории четыре лаборанта по физико-механическим испытаниям, контрольный мастер, он же руководитель лаборатории, да один инженер, свой хлеб едят.

    КАК ИХ   ПРОИЗВОДЯТ…

    Технология производства торфобрикетов, на первый взгляд, очень проста. Но это только кажется…

    Мы не были на торфяных полях, откуда все начинается. Здесь машинисты по добыче и переработке фрезерного торфа в нелегких, прямо скажем, условиях добывают сырье для предприятия. К ним, к машинистам, на заводе относятся с каким-то особенным уважением. Когда речь зашла о передовиках, нам в первую очередь назвали машинистов Виктора Ивановича Томковича, Олега Анатольевича Духова, которые в этом году уже выполнили по два сезонных плана. А также машинистов Романа Леонидовича Касперовича и Александра Иосифовича Василевского. Они добыли в торфяных полях торф, транспортники товарными составами (в каждом по 13-15 вагонов) привезли его по узкоколейке на предприятие. В сутки они делают не меньше 4 рейсов. На участке разгрузки (к примеру, машинист вагоноопрокидывателя Александр Владимирович Зубарев) разгрузили торф в бункер, из бункера ленточным транспортером – здесь место работы еще одного передовика: Натальи Сергеевны Антоновой — подали торф в подготовительный цех, где сырье проходит дробление и грохочение. Затем торф принимает сушильное отделение…Здесь высушили до нужной кондиции… А хотите знать, что такое сушильные барабаны? Их на предприятии пять штук. Это громадные, еще не тронутые ржавчиной по «серебру», 12-метровые колонны-емкости. В каждой 600-700 витых трубочек каждая диаметром в 50 миллиметров. Между трубочками циркулирует, в одних случаях, – горячая вода, в других, – пар. А через трубочки продувается торф… И все во имя одной цели: чтобы на прессы поступило сырье нужной влажности и размерности по фракциям. Иначе брикет может не сложиться

    И каждый этап прохождения торфа от разгрузки до изготовления брикета контролируется аппаратчиками. В день нашего посещения цеха у приборного щита дежурил аппаратчик 6-го разряда Петр Федорович Дубовец. Он на заводе работает уже 24 года. Из тех людей, которые в трудные времена не ушли с предприятия …

    …На выходе технологической линии в брикетном цехе исполняющий обязанности начальника цеха Иван Константинович Казловский дал нам потрогать концентрированный торф – брикет. Это плод труда многих людей: коллектив насчитывает около 280 человек. Это то готовое изделие, во имя которого близ реки Усяжа построены поселок Усяж и Усяжский завод, которым в эти дни исполнилось 60 лет.

Владимир ЕВСЕЕВ.

На фото: 1 — вид на торфобрикетный цех. За благоустройством территории вокруг следят сами работники цеха; 2 — аппаратчик 6 разряда, проработавший на заводе без малого четверть века, Петр Федорович Дубовец следит за тем, чтобы все узлы, линии и механизмы технологического комплекса работали в заданных параметрах; 3 — исполняющий обязанности начальника цеха, механик цеха Иван Константинович Казловский доволен качеством брикета; 4 — ветеран завода, начальник производственно-технического отдела Валерий Иванович Ситько; 5 — лаборант по физико-механическим испытаниям испытательной лаборатории предприятия Данута Антоновна Капелько.

Фото А.ВОЛОДЬКО.

Информацию читайте в номере 199 – 202  от 1.09.2012 г.