МЫ – РУЧЕЙКИ МОГУЧЕГО ПОТОКА ПОД НАЗВАНИЕМ ЖИЗНЬ

 (Из истории местечка Смолевичи)

Главный хранитель Смолевичского районного музея Полина Сергеевна Хлюпнева уже не один год кропотливо работает с документами и материалами, записывает рассказы старожилов, изучает специальную литературу и тем самым открывает новые и новые странички истории наших Смолевичей,  ничем особым не примечательного городка, главное достояние которого – его жители,  трудолюбивые  люди, чьими руками и талантами и создавалась многовековая история города.

МЫ – РУЧЕЙКИ МОГУЧЕГО ПОТОКА ПОД НАЗВАНИЕМ ЖИЗНЬ

 (Из истории местечка Смолевичи)

Главный хранитель Смолевичского районного музея Полина Сергеевна Хлюпнева уже не один год кропотливо работает с документами и материалами, записывает рассказы старожилов, изучает специальную литературу и тем самым открывает новые и новые странички истории наших Смолевичей,  ничем особым не примечательного городка, главное достояние которого – его жители,  трудолюбивые  люди, чьими руками и талантами и создавалась многовековая история города.

Сегодня Полина Сергеевна  рассказывает нашим читателям о своих новых открытиях.

Прикоснемся к земле нашей, вспомним историю ее. Это поможет нам, ныне живущим, увидеть мир иными глазами, почувствовать, что в жизни нашей и тех, кто ушел из жизни, и тех, кто живет ныне, есть что-то особое – великое, священное, самое дорогое и ни с чем не сравнимое – Родина, наша Смолевичская земля.

Смолевичи – небольшой городок, расположенный менее чем в сорока километрах от Минска. Вихри исторических событий, огненные лихолетья прошли по этим местам. В сосновых борах, шумящих океанским гулом, в изумрудных зеленых болотах  жило местечко неспокойной жизнью. Находясь на перекрестке дорог с востока на запад и с севера на юг, Смолевичи не миновало ни одно потрясение.

В старинной грамоте 1448 года впервые упоминается его название. Шли годы, столетия, менялись хозяева земель  ( Сигизмунд Доргевич, Константин Острожский, великие Радзивиллы, Витгенштейны, Гогенлоэ), а люди жили, пахали землю, строили дома, любили. И на этой земле хватало места для жизни и белорусам, и русским, и полякам, и евреям, которых, кстати,  здесь в прежние годы проживало особенно много. Почему так? В конце десятого века с запада на восток хлынул мощный поток переселенцев. Европейские евреи нашли свой дом на приветливых землях Великого княжества Литовского. В  четырнадцатом веке Великий князь Витовт даровал евреям привилеи в трех гминах: Трокской, Гродненской и Брестской. Эти документы гарантировали свободу вероисповедания,  жизнь, земли и права евреев на занятия торговлей и ремеслом.  Позднее указами Екатерины Великой права на гражданство и мещанство даровались евреям на нескольких территориях, в том числе и в белорусских губерниях, и просуществовали до Февральской революции 1917 года. Наше же местечко находилось на оживленном тракте. Возможность торговать, обслуживать проезжающий люд привлекали трудолюбивых и деловых людей, среди которых было немало представителей еврейской национальности. Многие из них и выбрали наше древнее местечко своей родиной.

Белорусский этнограф, писатель-публицист Павел Шпилевский в своей книге  «Путешествия по  Полесью и белорусскому краю» (1853-1855) повествует о Смолевичах, как о «небольшом, довольно грязном местечке, в котором встречаются красивенькие здания. Здесь были почтовая станция, дом этапной команды, две мельницы и церковь во имя Святого Николая. В местечке торговали смолой, добываемой из сосновых лесов, которыми так богаты окрестности. Из деревьев смолевичских лесов выделывают так называемые английские брусья и каравки. Этим занимаются жиды смолевичские, которых очень много в местечке, так что из числа 825 душ его большую половину составляют жиды. В память их кормчества в Смолевичах существуют четыре корчмы в разных пунктах, превращенных теперь в  заездные дома, и составляют как бы кварталы местечка, расположенного в прямой линии на протяжении целой версты почтовой дороги». В 1861 – 1917 годах Смолевичи были центром Смолевичской волости и, конечно же, роль местечка в экономическом развитии как и Борисовского уезда, и Минской губернии,  возросла. В этот период здесь проживали 2360 человек, в том числе   белорусов – 995, поляков – 76, евреев – 1293, иных – 14 человек.

Среди  выдающихся  арендных владельцев  в 80-е годы девятнадцатого столетия выделялся еврей, купец второй гильдии  Берка Нохимович Сутин. В книге Вячеслава Шидловского «Рысы майго пакалення» рассказывается,  что в те времена между Смолевичами и Смиловичами по реке Волма и ее притокам тянулись на восток нетронутые пущи. На север от Драчково-Петровичи на возвышении росли хвойные леса. Старики говорили, что когда-то эти просторы называли Радзивилловщиной. Пущи располагались от Смолевичей до Колодищей. В конце девятнадцатого века лесопромышленник Сутин начал раскорчевывать этот лес. По его приказу была проведена узкоколейка с железнодорожной станции «Колодищи». В Смолевичах были построены пилорамы. Сплавляли лес по реке Волма в Свислочь, а далее – в Березину и Днепр.

Берка Сутин владел огромными лесными массивами. Он входил в десятку самых богатых лесопромышленников Белоруссии. Занимался он и общественной деятельностью, оказывал помощь в развитии многих начинаний. Например, финансировал работу местных пожарных команд. В Смолевичах по его распоряжению была  построена хорошо оборудованная баня.

В 1693 году, в мае  в Борисовском уезде сгорело 3 тысячи десятин казенного леса и до тысячи десятин леса Сутина. Опустошенные земли лесопромышленник стал продавать зажиточным крестьянам. Кроме всего, Сутин владел лесопильным заводом, корчмой. В Минске у него были «меблированные комнаты».Однако деньги он держал в парижских банках. В 20-30-е годы двадцатого столетия в Смолевичах остался немой сын Сутина. В материалах Национального архива Республики Беларусь значится, что в 1926 году в Смолевичах по улице Менской проживал Сутин Мовша Беркович. Был ли он сыном купца, еще предстоит узнать.

Интенсивному развитию Смолевичей способствовало строительство Московско-Брестской железной дороги. В 1871 году была введена в строй железнодорожная станция «Витгенштейнская» (теперь – станция «Смолевичи»).

По переписи 1897 года в Смолевичах насчитывалось 290 хозяйств и 2257 жителей. Здесь было волостное управление, почта, телеграфное отделение, земское народное училище, частная начальная школа, церковь, синагога, костел. Работали два хлебозаготовительных магазина, три смолярни, пивоваренный, винокуренный, скипидарный, три лесопильных завода, фабрика сапожных гвоздей и колодок, три мельницы, восемь кузниц, ремесленные мастерские (швейная, по выработке дуг, саней, колес, предметов домашнего быта). Работало шесть шинков. По некоторым данным в местечке действовала стеклофабрика «Виктория». Железнодорожная станция отгружала около 700 тысяч пудов различных грузов. На тракте из Минска в Смоленск через Борисов шел почтовый путь. Почтовую станцию в Смолевичах обслуживали 19 коней, 7 ямщиков и 7 экипажей. В 1898 году в местечке заработал телефон, подключенный к линии, которая соединяла Борисов с Минском.

В местечке работала Смолевичская управа. Это был исполнительный орган сословного управления. Он ведал раскладкой и сбором податей и городовых повинностей с мещан, приемом и исключением из мещанского сословия. В 1896 году старшиной управы был Лозер Аронов Кац, потом до 1908 года – Махтус Айзиков Берсон.  Далее до 1917 года  управу возглавляли  Лейз Перельман, Лейз Эдельман, Залм Лейб Берковский, Рубин Цорфас.

В местечке работала аптека, в конце девятнадцатого века управляли ею некто Фрункин, потом – Буревич, Эйдельман, Авербух, Розовский, Хмелевский, Биргер, Хаим Минц, провизорами работали Лейба Абрамович, Ицко Махлин и другие.

С 1903 по 1910 год в местечке действовало частное мужское еврейское училище, содержателем его был Абрам Мовшевич Слепян.

Старожил Семен Фрайман вспоминал, что основным занятием жителей Смолевичей был вывоз лесоматериалов по найму. Рабочий день длился до 14 часов, а платили мало, да еще и всевозможные штрафы и вычеты, женский и детский труд вызывали возмущение работников. 8 мая 1905 года на лесопильном заводе Сутина забастовали 20 человек. Рабочие требовали сокращения рабочего дня, увеличения заработной платы. Но только после Февральской революции произошли изменения в решении поднимаемых вопросов.

В первые годы Советской власти промышленность в городе представляли в основном ремесленники. Тогда в волости действовали 10 маслобоек,  владельцами которых были Ритенбаум, Мазо, Рабинович, Фридлянд, Берковский и другие. В созданной в 20-е годы Смолевичской заготовительной конторе работали К.Равбе, Давидсон, Горомыко. На теперешней улице Трудовая проживали 19 еврейских семей. Багон Авсей Янкелев имел сапожную мастерскую, Сося Яковлевна Бененсон—булочную. В соседнем переулке была кузница Матусевича Иосифа Абрамовича.  Баркан Израиль также имел кузницу, Левин Янкель –портняжную, Рольбин Лейзер Шевелев – сапожную, Ходош Сара-Рива Семенова – швейную мастерские.

Смолевичанин Семен Моисеевич Эйдельман  в своих воспоминаниях рассказывал, что большим мастером своего дела был мясник  Мейер Новодворчский, а его сын Владимир дослужился до полковника в Советской Армии. Смолевичан на протяжении почти полувека врачевали две династии врачей: Шапиро и Мазо. Их не просто уважали и боготворили, на них жители местечка  молились. Это были, по существу, семейные врачи. Они лечили дедушек, бабушек, потом – родителей, потом – детей. В любое время спешили на помощь больному. А с бедняков денег не  брали, еще и лекарства им давали. Последний из династии Шапиро  — профессор Шапиро  стал знаменитым в прошлом веке ученым.

В конце 1934 года в Смолевичском районе проживали  55 тысяч человек, из них белорусов – 51939 человек,  евреев – 2226 ( практически все проживали в Смолевичах), поляков – 1585,  русских – 190, украинцев – 90, немцев, латышей и других – 186 человек.

Тяжелые испытания пришлось перенести жителям Смолевичей и в годы репрессий, и в годы фашистской оккупации. Но любовь к Отчизне, любовь к людям, желание жить и не забывать прошлое – это потоки, которые, сливаясь, образуют могучую реку под названием Жизнь. Каждый из нас – это отдельный ручеек, тоже вливающийся в потоки этой реки. И чтобы не оскудела великая река Жизнь, человеку надобно любить, верить, надеяться и помнить.

Полина ХЛЮПНЕВА.

Информацию читайте в номере 223 – 226  от 29.09.2012 г.