С 1 октября 2012 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2012 года №332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
В связи с этим 1 ноября Комитет государственного контроля Минской области провел пресс-конференцию для представителей средств массовой информации. На вопросы журналистов отвечала первый заместитель председателя Комитета Светлана Ивановна Соколовская.
С 1 октября 2012 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2012 года №332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
В связи с этим 1 ноября Комитет государственного контроля Минской области провел пресс-конференцию для представителей средств массовой информации. На вопросы журналистов отвечала первый заместитель председателя Комитета Светлана Ивановна Соколовская.
— Указ №332 разработан Советом Министров, Комитетом государственного контроля и Администрацией Президента Республики Беларусь с участием представителей бизнес-сообщества во исполнение данных Главой государства поручений по оптимизации контрольной (надзорной) деятельности и сокращению количества проверок, — пояснила Светлана Ивановна в самом начале встречи. – В соответствии с данным Указом внесены изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». В частности, в новой редакции изложен перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, а также критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок.
Указ №332 определил формы профилактической работы контролирующих (надзорных) органов. Утверждено Положение о порядке проведения мониторинга, в котором установлены задачи и полномочия контролирующих (надзорных) органов при проведении мониторингов, а также предусмотрено, что при добровольном устранении субъектом нарушений санкции к нему по результатам мониторинга не применяются.
Расширен круг субъектов, которые могут быть проверены в рамках Указа №510, в том числе в «мораторный» период. К числу проверяемых субъектов отнесены лица, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, а также временные антикризисные управляющие, не являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. В мораторный период Комитетом государственного контроля может быть назначена внеплановая проверка субъекта, совершающего сделки с лицами, в деятельности которых установлены признаки лжепредпринимательства.
— Изменен порядок планирования проверок, — продолжила Светлана Ивановна Соколовская. – В частности, субъекты, которые добросовестно исполняют законодательство и не имеют задолженности перед бюджетом, будут проверяться не чаще одного раза в пять лет. С 1 января 2013 года планирование проверок будет осуществляться с учетом проверок, проводимых как контролирующим органом, планирующим проверку, так и его вышестоящим контролирующим органом, их структурными подразделениями, территориальными органами, подчиненными организациями.
В Указе №332 определены последствия признания проверки незаконной и усилена ответственность за незаконные проверки. Конкретизированы основания для отвода (самоотвода) проверяющих.
Уточнены полномочия государственных органов (организаций) и должностных лиц по принятию отдельных решений в ходе проверок и по их результатам.
Указом №332 предусмотрено, что проверки, проводимые вышестоящим контролирующим (наздорным) органом с участием должностных лиц нижестоящих контролирующих (надзорных) органов, а также проверки, проводимые органами Комитета госконтроля или прокуратуры с привлечением к участию в проверке представителей других контролирующих (надзорных) органов, не являются совместными.
Изменен порядок утверждения и применения контрольного списка вопросов (чек-листа).
С учетом практики уточнены отдельные процедурные вопросы проверок, в том числе требования к оформлению акта (справки) проверки. В частности, предусмотрена возможность внесения дополнений и изменений в предписание на проведение проверки. Продление срока действия предписания о приостановлении (запрете) деятельности субъекта осуществляется только в судебном порядке. Определены особенности проведения проверок при отсутствии проверяемого субъекта и его представителей по месту нахождения (месту жительства), указанному в учредительных документах, и по последнему месту нахождения, известному контролирующему органу.
Изменен порядок назначения и проведения проверок по поручениям правоохранительных органов. Органы уголовного преследования получили право поручать проведение проверок не только органам ведомственного контроля, но и иным контролирующим (надзорным) органам, за исключением органов Комитета госконтроля.
Из-под действия Указа №510 с 1 ноября 2012 года дополнительно выведен ряд мероприятий, в том числе технические (технологические, проверочные) мероприятия.
— Основной новацией Указа №332 является то, что на первый план вышли мероприятия, носящие профилактический характер, — констатировала первый заместитель председателя Комитета.
За январь-сентябрь текущего года количество проверок Комитетом уменьшилось практически в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2010 года и более, чем на треть к уровню 2011 года. Уменьшение количества проверок позволило больше внимания уделять профилактической работе и упреждению нарушений.
Немаловажной является и норма Указа, которая указывает, что профилактическая работа должна строиться во взаимодействии с субъектами хозяйствования. Особое внимание должно уделяться разъяснительной работе.
— Указ №332 не только позволяет снять отдельные спорные вопросы, касающиеся процедуры проверок, но и содержит механизм защиты субъектов хозяйствования от незаконного вмешательства в их деятельность, включая дополнительные гарантии для тех, кто добросовестно исполняет законодательство, —отметила Светлана Ивановна Соколовская.
М.МЕРКУЛЬ.
Информацию читайте в номере 257 – 258 от 6.11.2012 г.