Профессия управленца не только одна из наиболее социально-значимых, но и одна из самых сложных. Она требует на подготовку больших затрат времени и средств, а от человека – профессиональных, высоконравственных качеств, большой культуры и творчества.

В практике управленческой деятельности выделяются ключевые компетенции: это стратегическое мышление, контакты с внешней и внутренней средой; навыки управления в организации; управление ресурсами в организации. Каждый блок  можно подразделить на более конкретные компетенции, которые в дальнейшем преобразуются в профессиональные стандарты.

Профессия управленца не только одна из наиболее социально-значимых, но и одна из самых сложных. Она требует на подготовку больших затрат времени и средств, а от человека – профессиональных, высоконравственных качеств, большой культуры и творчества.

В практике управленческой деятельности выделяются ключевые компетенции: это стратегическое мышление, контакты с внешней и внутренней средой; навыки управления в организации; управление ресурсами в организации. Каждый блок  можно подразделить на более конкретные компетенции, которые в дальнейшем преобразуются в профессиональные стандарты.

В настоящее время у людей изменились многие представления, и это следует учитывать в управленческой практике. Часто употребляемое понятие «изменение ценностей», по-видимому, включает много аспектов, которые определяют изменившиеся представления и установки. Во-первых, образовательный уровень большинства сотрудников вырос. Поэтому они больше не чувствуют себя удовлетворенными, если им отдают только распоряжения, а ожидают исчерпывающей информации и обоснований целесообразности выполнения как своих задач, так и планов в целом. Только в том случае, если эти установки сотрудников выдерживаются, можно ожидать, что они будут выполнять свои задачи с необходимым интересом и требуемой настойчивостью.

Многие виды деятельности становятся более специализированными: руководитель большую часть процессов в своей сфере уже не в состоянии в деталях проконтролировать и дать им оценку. Он вынужден полагаться на своих специалистов и поэтому делегировать полномочия. Это, как правило, удовлетворяет работников, однако ставит также более высокие требования перед руководителями в области управления.

Большинство сотрудников стали более сознательными, многие чувствуют себя более свободными, более зрелыми и широко информированными. У них есть свое представление об управлении, и они чаще высказывают свое мнение об этом, даже если оно противоречит мнению их руководителей и коллег.

Сотрудники хотят действовать самостоятельно,  выполнять порученную им работу под личную ответственность, не обосновывая и не защищая каждый отдельный шаг своей деятельности перед руководителем. 

Именно знанию человека уделяется важнейшее внимание на факультете переподготовки Института государственной службы. Переподготовка относится к дополнительному образованию и обеспечивает получение новой квалификации соответствующего профиля образования. В настоящее время переподготовка осуществляется по 16-ти специальностям, которые охватывают различные сферы управленческой деятельности. Акцент в процессе переподготовки в настоящее время сделан на раскрытие процесса движения человека и общества в будущее, формирование умений конкретными делами усиливать динамику этого движения.

Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы как инструмента государственного управления нацелены, в первую очередь, на обеспечение квалифицированными, профессионально подготовленными кадрами государственной службы, кадровый состав  которой характеризует ее возможность в выполнении возложенных на нее функций. Кадровый потенциал госслужащих отражает совокупность их социальных возможностей, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения определенных задач, проблем, достижения поставленных целей. Поднять эти возможности на более высокий уровень можно только через инновационное образование, которое представляется сегодня Академией управления.

Инновационное образование предполагает единство личностного воспитания, преподавания знаний и обретение умений. На этой основе формируется особый тип мышления (синергетический). Инновационное образование включает в себя, прежде всего, знание человека. Без знания человека, его эволюционирования государственное управление не будет способным вести страну в будущее. Поэтому человековедение и социальная антропология являются фундаментальной основой подготовки всех категорий госслужащих.

Решение задачи инновационного образования сегодня осуществляется Академией управления, где, во-первых, – высокого уровня профессорско-преподавательский состав с уникальным сочетанием качеств ученого, педагога, практика-управленца. Во-вторых, в Академии управления –  уникальные обучаемые с опытом современной практической управленческой деятельности. 40 процентов от их числа на факультете переподготовки – это работники областных, городских, районных исполнительных органов власти, более 18 процентов – руководящие работники министерств, госкомитетов. В-третьих, в Академии управления происходит тщательное изучение и творческая адаптация зарубежного опыта образования государственных служащих. Уникальная учебная база Академии управления позволяет ей поддерживать контакты путем телемостов и видеоконференций со многими странами, внедряя и претворяя затем в образовательный процесс мировой опыт.

Академия управления при Президенте Республики Беларусь.

Информацию читайте в номере 101 –102 от 30.04.2013 г.