Ежегодно в последнее воскресенье сентября в Беларуси по традиции отмечается День машиностроителя. Эта отрасль уже несколько десятилетий является ведущей отраслью экономики страны. На предприятиях машиностроительного комплекса выпускается значительная часть валового внутреннего продукта, напрямую влияющего на рост национального благосостояния. Здесь работают высококвалифицированные специалисты и сосредоточен главный интеллектуальный потенциал страны.
Машиностроительное предприятие нашего района ООО «ДОРЭЛЕКТРОМАШ», созданное в 1998 году, является крупным производителем машин и оборудования для строительства и обслуживания дорог и территорий на базе тракторов «Беларус-92П», «Беларус-80.1» и его модификациях. По основным видам продукции: цепным экскаваторам, фрезам для ямочного ремонта, роторным снегоочистителям предприятие занимает более 40% рынка стран СНГ.
Высокое качество выпускаемой продукции позволило завоевать доверие потребителей техники и обеспечить постоянную динамику роста предприятия.
ООО «ДОРЭЛЕКТРОМАШ» постоянно развивается, не стоит на месте и, как всегда, является первооткрывателем. Так, например, в 2018 году была завершена разработка, а в 2019 произведены пять мощных снегоочистителей шнеко-роторных ДЭМ 133 с автономной силовой установкой. Испытание проходило в тяжелых снегах России в Москве и на Сахалине. Аналогов в СНГ у такой техники нет.
Главный упор на предприятии сделан на качестве, надежности и многофункциональности машин, достигаемых за счет использования нового высокопроизводительного и точного импортного оборудования, внедрения новых технологий, применения новых материалов.
День машиностроителя – это торжественная дата для рабочих, инженеров, всех тружеников отрасли, являющейся одной из традиционных основ региональной экономики. В этот день по праву отмечает свой праздник и начальник конструкторского отдела ООО «ДОРЭЛЕКТРОМАШ» Сергей Лагун.
Сергей Михайлович родом с Солигорского района, после окончания школы решил поступать в БНТУ.
– Родители изначально не одобрили мой выбор – хотели, чтобы связал жизнь с сельским хозяйством, – рассказывает собеседник. – Но у меня душа к другому стремилась. Так, поступил в БНТУ на специальность «Автомобиле- и тракторостроение».
После окончания университета, к слову, с красным дипломом, молодой человек хотел поступать в аспирантуру. Но и в то же время хотелось поскорее приступить к работе. В итоге, в 1996 году он пришел работать в Смолевичи на завод «Белдортехника». Здесь, пройдя путь от рядового до главного конструктора, Сергей Михайлович зарекомендовал себя хорошим специалистом, который по-настоящему любит и знает выбранное дело. Спустя десять лет талантливого специалиста пригласили в ООО «ДОРЭЛЕКТРОМАШ», где Сергей Лагун работает уже около 15 лет.
– Раньше наш отдел был больше, сейчас работают пять человек, – рассказывает Сергей Михайлович. – Но каждый из этих людей «горит» своим делом.
Работа конструкторского отдела – это постоянная генерация идей и способность действовать в экстренных ситуациях, это совокупность взаимосвязанных процессов по созданию новых или совершенствованию действующих конструкций изделий согласно требованиям заказчика. Например, когда в цеху идет опытная сборка машины, могут возникнуть любые непредвиденные ситуации, и здесь подключается конструкторский отдел, специалисты которого должны срочно принимать решения и устранять неточности. Можно сказать, что конструктор на заводе машиностроения – это творец. Работа этих людей с одной стороны творческая, а с другой – предельно конкретная. Чтобы стать высококлассным конструктором, нужно разбираться в физике, сопротивлении материалов, металловедении, механике и электрике, а еще знать в совершенстве компьютер и быть очень настойчивым в достижении цели.
Сергей Михайлович рассказывает, что ответственный момент в его работе – это выпуск готовой машины.
– Проектирование – это более плановая работа, а вот когда машина проходит сборку в цеху – это самый волнительный и напряженный момент, – говорит собеседник. – Именно в процессе сборки видны все недочеты и их необходимо экстренно устранять. А вот когда машина проходит все испытания и становится на серию – это самый радостный момент. Понимаешь, что сделан большой объем работы и видишь ее результат воочию.
Сергей Лагун с уверенностью отмечает, что конструкторская работа – это труд всего коллектива. Под его руководством в конструкторском отделе ООО «ДОРЭЛЕКТРОМАШ» трудятся Александр Липский, Геннадий Михневич, Руслан Чиж и Даниил Войтехович.
– Редкий случай, когда конструктор можетсказать: «Я сделала эту машину». Это всегда командная работа. В нашем деле важна слаженная работа коллектива, – говорит собеседник. – Не важно, сколько в отделе человек – пять или двадцать пять – каждый отвечает за определенный этап работы и каждый силен в своей сфере. Кто-то отвечает за сварку металлоконструкций, кто-то за гидравлику, кто-то занимается разработкой дизайна кабины.
Общаясь с Сергеем Михайловичем понимаешь: человек на своем месте. Он сдержанно, без лишнего пафоса рассказывает о большой и важной работе конструкторского отдела, понять которую простому обывателю непросто.
Вне работы, как отмечает собеседник, он любит проводить время в кругу семьи, ездить на дачу и рыбачить. К слову, сын Сергея Михайловича, Александр, пошел по стопам отца и после учебы в БГУИР работает в сфере конструирования радиоэлектроники.
В преддверии профессионального праздника Сергей Лагун желает всем коллегам здоровья и благополучия, ООО «ДОРЭЛЕКТРОМАШ» и другим машиностроительным предприятиям, чтобы их продукция была востребована не только в Беларуси, но и за ее пределами, чтоб повышался уровень техники, и она всегда оставалась конкурентоспособной, мира стране и стабильности.
Лидия СУДНИКОВИЧ.
Фото автора.