Актуальность гендерного воспитания возникла в Беларуси в  последнее десятилетие в связи с некоторыми  изменениями, произошедшими в обществе. Среди них – влияние современной системы воспитания, феминизация женщин, увеличение числа неполных семей, малое количество мужчин-педагогов в учреждениях образования и другое.

 

Социальные изменения привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых  ролей.

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности — игра. В сюжетно-ролевой и режиссерской игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребенок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки, поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков должен быть не только безопасным, разнообразным, но и постоянно пополняемым для развития игрового пространства и поведения.

Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, взрослый обязательно осуществляет руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, включает ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину. Роль педагога состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считается преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.

Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки — женские. Наиболее востребованными сюжетами у мальчиков являются такие игры: «Автомастерская», «МЧС», «Путешественники». В связи с этим необходимо создавать условия для сюжетно-ролевой игры, где они могут реализовать гендерные особенности. Но и в таких классических для детей дошкольного возраста играх как: «Семья», «Больница», «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская», «Ателье» нужно создать условия через атрибуты, дидактические игры,  где мальчики наравне с девочками могли видеть себя в роли врача, кассира-продавца, портного, стилиста, члена семьи. Например, в игре «Парикмахерская» можно создать атрибуты как для женского, так и для мужского зала: альбомы с прическами для мальчиков и девочек, предусмотреть наличие инструментов для создания мужских и женских причесок и др. В игре «Магазин» шофёры, привозящие в магазин продукты, могут выступать в роли охранника, кассира-продавца, меняя детали костюма: кепка, бейджик, жилет и др.

Сменив роль, ребенок оценивает ситуации, учится более глубоко понимать людей, их поступки и взаимоотношения. При этом он сам начинает проявлять этические нормы и правила, принятые в социальном окружении. Гендерные нормы в игре становятся его собственными установками.

Вероника Орлова, учитель-дефектолог ГУО « ЦКРОиР Смолевичского района».