Среди особо желаемых качеств характера зрелой личности многие назовут целеустремленность — умение ставить цель и достигать желаемого. И очень многие родители ищут ответ на вопрос, как научить ребенка быть волевым, организованным.

Развитие воли ребенка проходит длинный путь, начиная в раннем детстве с приобретения способности управлять своими движениями. Постепенно совершенствуется способность к действиям, которые помогают осуществить желания, растет готовность поступить вопреки непосредственному эмоциональному побуждению в соответствии с определенной целью, правилами поведения, т.е. развивается способность к волевой саморегуляции и самоконтролю.

Родителям надо особо позаботиться о воле ребенка, если у него обнаруживаются «факторы риска», связанные с осложнениями при вынашивании, родах и в раннем периоде развития, в том числе — гипоксия (недостаточное кислородное питание мозга ребенка), недоношенность, состояние гипер- и гипотонуса у младенцев, тяжело протекавшие инфекционные заболевания в возрасте до 3 лет, гиперактивность.

К счастью, детская психика пластична и, несмотря на перенесенные «вредности», мозг имеет способность к компенсации. Но ему понадобится помощь, чтобы восстановиться полнее.

Определенные ошибки воспитания препятствуют формированию волевых качеств. А именно: когда ребенок избалован и все его желания беспрекословно осуществляются, либо когда ребенок подавляется жесткой волей взрослых, и он не способен сам принимать решения, его желания не учитываются. Гасят волевой порыв и сравнения ребенка не в его пользу с другими детьми, негативные оценки типа: «Ты ничего не можешь довести до конца!», «У Дениса получается лучше!»

Родители, которые стремятся воспитать у ребенка волю, следуют правилам:

— Не делать за ребенка то, чему он должен научиться, но обеспечить условия для успеха его деятельности;

— Стимулировать самостоятельную деятельность ребенка, вызывать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолеть трудности;

— Объяснять даже малышам, в чем заключается целесообразность тех требований, решений, которые взрослые предъявляют ребенку;

— Постепенно учить ребенка самостоятельно принимать решения.

Первый волевой акт маленького ребенка легко заметить: еще вчера он только наблюдал, как движутся развешенные перед ним игрушки, а сегодня ему хочется рассмотреть их поближе, и он тянет к ним ручки. Заинтересованные малыши хотят схватить все, что видят. Вот одно упражнение для того, чтобы ребенок понял связь между своими желаниями и необходимыми для их осуществления усилиями. Положите младенца на живот и поодаль — яркую игрушку, так, чтобы он мог ее достать. На следующий день кладите предмет чуть дальше, чтобы до него приходилось дотягиваться, потом ползти.

1 год

Когда подрастающий малыш станет активнее двигаться (начнет ходить), дайте ему почувствовать силу его желаний. Годовалые дети любят залезать на разные предметы, карабкаться, перелезать через препятствия. Так они узнают возможности своего тела, убеждаются в своей самостоятельности, умелости, закладывая таким образом фундамент целеустремленности. Поощряйте физическую активность детей любого возраста — это помогает ребенку научиться «владеть собой» в более широком смысле.

2 года

После двух лет важно, чтобы у ребенка выработались определенные привычки: гигиенические, режимные. Это также способствует развитию воли. Но все это должно проходить в игровой форме: учить играя. Ролевая игра научит ребенка регулировать свою активность.

2-3 года

В этом возрасте детям очень хочется проявлять самостоятельность. Пусть ребенок сделает что-то не так умело и быстро, как взрослый, все же наберитесь терпения, дайте малышу завершить начатое и похвалите его за усилия.

Алеся ДИРКО, учитель-дефектолог ГУО «ЦКРОиР Смолевичского района» .

Фото freepik.com