В связи с ростом количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями, произошедших при выполнении шиномонтажных работ, Департаментом государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь и Смолевичским районным исполнительным комитетом в 2012 году были подготовлены и направлены в адрес организаций информационные письма, содержащие примеры наиболее характерных нарушений требований безопасности труда при выполнении таких работ и предложены мероприятия по устранению указанных нарушений.
В связи с ростом количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями, произошедших при выполнении шиномонтажных работ, Департаментом государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь и Смолевичским районным исполнительным комитетом в 2012 году были подготовлены и направлены в адрес организаций информационные письма, содержащие примеры наиболее характерных нарушений требований безопасности труда при выполнении таких работ и предложены мероприятия по устранению указанных нарушений.
Вместе с тем, анализ произошедших в январе 2013 года несчастных случаев показывает, что не всеми нанимателями информация была принята в качестве руководства к действию. Так, только за январь текущего года при выполнении шиномонтажных работ произошло три несчастных случая с тяжелыми последствиями. Все несчастные случаи произошли при обслуживании колес с разборными ободьями, установленными на автомобилях МАЗ, причем в двух случаях пострадали работники организаций сельского хозяйства.
Так, причинами травмирования работников СПК «Полесская Нива» Столинского района Брестской области 11 января 2013 года и ДЭУ – 42 РУП «Гомельавтодор» 24 января 2013 года явилось разрушение конструкции колеса при попытке его снятия без предварительного выпуска воздуха из шины. Отсутствие шиномонтажного отделения (поста) и квалифицированных работников привело 29 января 2013 года к несчастному случаю в ОАО «Вишневка – 2010» Минского района. Как было установлено в ходе специального расследования несчастного случая, шиномонтажные работы в указанной организации осуществлялись лицом, не имеющим соответствующей квалификации, с использованием таких инструментов, как монтировка и кувалда.
Указанное свидетельствует, что со стороны руководства отдельных организаций не уделяется должного внимания системным подходам к управлению охраной труда и многие вопросы фактически пускаются на самотек. Как показывает анализ состояния производственного травматизма при проведении шиномонтажных работ, чаще всего страдают в этом отношении именно сельскохозяйственные организации, систематически «лидирующие» в статистике таких происшествий.
Наиболее распространенными причинами, приведшими к травмированию работников при производстве шиномонтажных работ в 2012 году явились:
— нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда — 31 процент от общего количества установленных причин;
— допуск потерпевшего к работе не по специальности, без обучения, стажировки, проверки знаний и инструктажа по охране труда — 23 процента;
— невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда — 15 процентов.
Приведенный мониторинг причин указывает на то, что в основном они носят организационный характер и являются следствием неисполнения нанимателями обязанностей по обеспечению охраны труда в соответствии с требованиями законодательства, контроля над состоянием трудовой и производственной дисциплины.
На основании изложенного и в целях профилактики травматизма Смолевичский райисполком требует от организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (автомобильного транспорта, колесных тракторов и самоходных машин):
— не допускать к выполнению шиномонтажных работ работников, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших обучение, проверку знаний и инструктаж по безопасному их выполнению;
— монтаж и демонтаж шин проводить только в приспособленных для этих работ помещениях с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента;
— организовать посты смены колес;
— запретить демонтаж с обода шин, находящихся под давлением, а также снятие с транспортного средства колес с разборными ободьями, когда шина находится под давлением;
— не допускать накачивания шин в сборе с ободом вне специального металлического ограждения, способного защитить обслуживающий персонал от ударов съемными деталями обода при самопроизвольном демонтаже;
— при отсутствии в организации шиномонтажных постов (отделений), а также работников соответствующей квалификации, осуществлять такие работы только в специализированных организациях;
— обеспечить выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 декабря 2008 года №180/128, Правил по охране труда при ремонте, техническом обслуживании и постановке на хранение сельскохозяйственных машин, агрегатов и оборудования, утвержденных постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 25 февраля 2008 года №14.
Ю.КУЗЬМИЦКИЙ, главный государственный инспектор труда Минского областного управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Т.ЛЕБЕДЕВА, заведующий сектором трудовых отношений управления по труду, занятости и социальной защите Смолевичского райисполкома.
Подробную информацию читайте в номере 139 – 140 от 19.06.2013 г.