По результатам осуществляемой в течение января- апреля 2013 года Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь оперативно-служебной деятельности, направленной на обеспечение экономической безопасности государства, общий экономический эффект составил 696,2 млрд. рублей, в том числе в бюджет поступило денежных средств в размере 63,5 млрд. рублей, поставлено на учет (дооценено) объектов основных средств в организациях на сумму 345,0 млрд. рублей.
По результатам осуществляемой в течение января- апреля 2013 года Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь оперативно-служебной деятельности, направленной на обеспечение экономической безопасности государства, общий экономический эффект составил 696,2 млрд. рублей, в том числе в бюджет поступило денежных средств в размере 63,5 млрд. рублей, поставлено на учет (дооценено) объектов основных средств в организациях на сумму 345,0 млрд. рублей.
Всего к административной ответственности привлечены 330 человек, взыскано штрафов в сумме 464,0 млн. рублей. По результатам проведенных контрольных мероприятий 42 правонарушителя привлечены к дисциплинарной ответственности. Выявлено 333 преступления, в том числе относящиеся к исключительной подследственности органам финансовых расследований, — 296. Самостоятельно органами финансовых расследований возбуждено 70 уголовных дел. Выявлено 100 преступлений, относящихся к категории тяжких.
По фактам лжепредпринимательской (ст.234 Уголовного кодекса Республики Беларусь) выявлено 10 преступлений, а также 85 нарушений законности, совершенных с использованием лжеструктур. Только за один месяц центральным аппаратом Департамента на счетах лжеструктур арестовано 2,03 млрд. рублей. В настоящее время проводятся проверки, и все денежные средства поступят в бюджет.
В этой связи хотелось бы еще раз обратить внимание субъектов предпринимательской деятельности на то, что с 1 января 2013 года после вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 №488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», инициатором которого явились и органы финансового расследования, впервые на законодательном уровне закреплен механизм налогообложения фиктивных (не являющихся действительными) хозяйственных операций (подпункты 1.10 и 1.11 пункта 1), Указом предусмотрено, что для целей налогообложения факт совершения хозяйственной операции подтверждается только имеющим юридическую силу первичным учетным документом. Первичный учетный документ обладает юридической силой только в случае действительности совершения отраженной в нем хозяйственной операции. При этом первичный учетный документ в соответствии с Указом может быть признан не имеющим юридической силы без решения суда непосредственно контролирующим органом. Первичный учетный документ может быть признан не имеющим юридической силы в случае наличия у контролирующего или правоохранительного органа доказательств, опровергающих факт совершения отраженной в нем хозяйственной операции, и только по результатам проверки.
Таким образом, очевидно, что рано или поздно органами финансового расследования и иными контролирующими органами будет произведен пересчет налогов в соответствии с Указом №488 всем субъектам, которые с целью минимизации уплачиваемых налогов прибегали к помощи так называемых лжеструктур.
Также уместно напомнить, что Указом №488 субъектам предпринимательской деятельности предоставлено право до начала проведения контролирующим органом проверки осуществить налогообложение хозяйственных операций, оформленных не имеющими юридической силы первичными учетными документами и таким образом избежать для себя многих неприятностей.
Олег ЗАЛАН, начальник Жодинского межрайонного отдела управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
Подробную информацию читайте в номере 141 – 144 от 22.06.2013 г.