ПОБЕДА ПРАВОСЛАВИЯ ПОДАРИЛА ТЫСЯЧЕЛЕТНЮЮ ИСТОРИЮ

В нынешнем году исполняется 1025 лет со времени Крещения Руси. Это историческое событие стало судьбоносным не только для Православной Церкви, но и определило цивилизационный вектор развития народов Беларуси, России и Украины. Крещение Руси, с одной стороны, приобщило их к семье европейских христианских народов, а с другой – стало основанием для формирования у них самобытной духовно-культурной и национальной идентичности. Оно положило конец языческой и дало начало христианской истории наших народов. Крещение Руси датируется IX веком и связано с именем равноапостольного Великого князя Владимира I Святославовича (около 960 -15 июля 1015 гг.), который и избрал христианство как государственную религию Киевской Руси.

 

ПОБЕДА ПРАВОСЛАВИЯ ПОДАРИЛА ТЫСЯЧЕЛЕТНЮЮ ИСТОРИЮ

В нынешнем году исполняется 1025 лет со времени Крещения Руси. Это историческое событие стало судьбоносным не только для Православной Церкви, но и определило цивилизационный вектор развития народов Беларуси, России и Украины. Крещение Руси, с одной стороны, приобщило их к семье европейских христианских народов, а с другой – стало основанием для формирования у них самобытной духовно-культурной и национальной идентичности. Оно положило конец языческой и дало начало христианской истории наших народов. Крещение Руси датируется IX веком и связано с именем равноапостольного Великого князя Владимира I Святославовича (около 960 -15 июля 1015 гг.), который и избрал христианство как государственную религию Киевской Руси.

Прежде всего, следует понять, что представляло собой язычество как «государственная религия». Язычество не было религией в современном понимании, как христианство, ислам или буддизм. Это была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных племен, в чем так нуждались восточные славяне в X-XII веках, не могло быть осуществлено язычеством.

О языческой религии славян, в которой был воспитан Владимир, мы знаем, в частности, из воспоминаний арабских путешественников, бывавших на Руси. Один из них, ибн-Фадлан, описал похороны знатного руса, которые он наблюдал где-то в районе Волги. Эти языческие похороны сопровождались отвратительными и мерзкими церемониями. Вместе с умершим русом в могилу клали убитого коня, какие-то предметы и вещи. Вместе с ним в загробный мир в принудительном порядке отправляли и жену. Ее убивали самым изуверским способом, предварительно изнасиловав в ритуальном порядке. Затем все сжигалось на погребальном корабле. Причем, инд-Фадлан сообщает, что при этом имели место настолько грустные церемонии, что он, араб-мусульманин, не может описать их. Из одного этого свидетельства видно, что язычество – это вещь очень страшная и далеко не столь романтичная, как это многие пытаются представить сегодня и воскресить для нашего народа. Языческий культ – это страшное, сатанинское по своей сути, явление.

Несмотря на то, что фактически масштабное Крещение Руси началось лишь в IX веке, предпосылки для этого события появились уже давно. Земли и народы, объединенные именем Древняя Русь, узнали христианство задолго до 988-го года, когда его официально принял князь Владимир. Существует предположение, согласно которому русов, находившихся под властью хазар, впервые крестили просветители славян  Кирилл и Мефодий во время своего путешествия в Хазарский каганат в 858-м году.

Изначально дорогу христианству к самому сердцу киевского княжения Руси проложила княгиня Ольга, вдова убитого древлянами князя Игоря. Около 955 года она прониклась христианством и приняла крешение в Константинополе. Оттуда она привезла и греческих священнослужителей на Русь. Однако христианство тогда не получило широкого распространения. Сын княгини Ольги Святослав не видел нужды в христианстве и продолжал чтить старых богов. Заслуга утверждения православия на Руси принадлежит одному из его сыновей, а именно Владимиру.

Истинный создатель огромной империи Руси – Великий князь Владимир I Святославович в 980-м году делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского до Черного моря, включавшей в свой состав племена восточнославянские, финно-угорские и тюркские. Но это объединение не принесло желаемых результатов.

Русские летописи содержат легендарные сведения о выборе веры князем Владимиром. Предания по-своему отразили реальную картину дипломатической активности киевского великокняжеского двора. Помимо Византии, он поддерживал контакты с Хазарским каганатом, Римом, западноевропейскими странами, мусульманскими народами, южными славянами. Эти отношения были связаны и с поиском пути государственного развития, и с определением политической, культурной и духовной ориентации Киева.

К Владимиру стали приходить послы. Одними из первых были иудеи. Во время беседы с ними, согласно свидетельству летописца, Владимир спросил, где их родина. Они же ответили ему: «У нас нет родины. За наши грехи Бог нас рассеял». Речь шла, конечно же, о рассеянии евреев из Палестины и их распространении по всему миру. Владимир отвечал иудеям, что не желает принимать веры, которая приводит потом к потере Отечества. Причем, в ответе князя был двоякий подтекст: он мог иметь в виду не только судьбу Израиля, но и судьбу хазар, потерявших себя после принятия их элитой иудаизма. Беседовал Владимир также и с мусульманами, очевидно, пришедшими из Волжской Болгарии. Здесь показательно, что в своем религиозном поиске князь уже дошел до понимания единобожия. Однако он еще по-детски наивно лукавит, желая найти легкий путь к Богу. Так, ислам прельщает поначалу сластолюбивого князя возможностью многоженства и обещанием сомнительного «рая», в котором правоверные якобы услаждаются преизобильными благами в обществе гурий. Однако, как говорит летописец, временно победила другая страсть: узнав, что Коран запрещает употребление вина, Владимир произносит историческую фразу: «Руси веселие есть пити».

Интересно, что гораздо более коротким был разговор Владимира с западными христианами. Очевидно, Владимира отталкивала уже вполне к тому времени оформившаяся идеология папизма с требованием вассального подчинения римскому первосвященнику как земному владыке христианского мира. Владимир ответил папским посланцам, что его предки веры латинской не принимали. Казалось бы, не вполне логичное заявление, если речь идет о выборе новой веры. Однако, вероятно, Владимир помнит о том, как при Ольге на Русь приходил с миссией латинский епископ Адальберт, которого вскоре с негодованием изгнали. Есть некоторые сведения и о неудачных переговорах с латинянами, которые проходили при Ярополке. Для князя Владимира, очевидно, много значил отказ мудрой Ольги от западного христианства и принятие крещения от православных греков.

Преподобный Нестор Летописец в «Повести временных лет» рассказывает, что князь Владимир беседовал и с «греческим философом» – православным миссионером, пришедшим из Византии. Этот миссионер, по имени нам неизвестный, показал Владимиру икону Страшного Суда, и тем самым наглядно продемонстрировал ему христианскую эсхатологию и посмертную судьбу грешников и праведников.

Среди причин, определивших выбор именно Византии образцом государственного строительства, важную роль сыграло великолепие православного священнодействия. В летописи приводятся впечатления русского посольства о богослужении: в Цареградском храме послы, по их словам, не знали, на небе они или на земле. Неземной красотой храмов, благолепием службы поразила их Византийская Церковь.

Надо отметить, что принятие христианства князем Владимиром не было свободно от политических расчетов. Византийский император Василий II (976-1025 гг.), искавший союзника против претендента на престол военачальника Варды Фоки, обратился за помощью к Владимиру Киевскому, соглашаясь выдать за него сестру Анну. Не приняв крещения, Владимир не мог жениться на принцессе, а такой союз высоко поднимал политический статус киевских князей. Союз с Византией был необходим для укрепления растущего авторитета древнерусского государства. Для славян Византия была таким же символом мощи, богатства и державного блеска, как и для других сопредельных государств, только начинавших строить и укреплять свою государственность. Союз с Византией открывал необходимые перспективы, как для дальнейшего военного, так и экономического роста.

Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях. Как иллюстрация, сын Владимира Святославовича Святополк женился на дочери польского короля Болеслава Храброго. Дочь Владимира Мария была выдана за польского князя Казимира I. Дочь Ярослава Мудрого Елизавета вышла за норвежского короля Гарольда Смелого, несколько лет добивавшегося ее руки. Другая дочь Ярослава, Анна, была королевой Франции, оставшись вдовой после смерти своего мужа Генриха I и т.д.

После крещения, которое, по преданию, Владимир принял в Корсуни, суровый правитель и воин, проложивший путь к вершинам власти в жестокой междоусобной борьбе, имевший шесть жен (не считая порядка восьми ста наложниц), не препятствовавший ранее человеческим жертвоприношениям, искренне принял учение Церкви о грехе, слова Христа о любви и милосердии. Крещение преобразило Владимира. Из бездн ада он сумел подняться к Богу. В этом святость равноапостольного князя, осознавшего ту бездну бездуховности, в которую ввергает язычество, и сумевшего найти выход из этой пропасти, не только обратившись к истинному Богу, но и приведя за собой весь свой народ.

В конце лета 988-го года Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра и в его водах их крестили византийские священники. Это событие и вошло в историю, как Крещение Руси, став началом длительного процесса утверждения христианства на русских землях.

Правление Владимира-христианина отмечено появлением на Руси христианской благотворительности, исходящей от государственной власти. Князь содействовал устройству больниц и богаделен (приютов для стариков и инвалидов), заботился о пропитании неимущих киевлян. Государственную поддержку получили строительство и украшение храмов, была создана первая школа, началась полномасштабная подготовка русского духовенства. Важной христианской добродетелью при Владимире была и образованность, «учение книжное» стало предметом государственной заботы.

Конечно, насильственная христианизация и уничтожение древних языческих святилищ встречали подчас яростное сопротивление народа и жречества. Однако, в силу того, что первые русские христианские священники проявляли лояльность к ассимиляции языческих традиций к православным, все это привело к созданию самобытной православной традиции. И в результате, христианство содействовало общему развитию культуры, созданию памятников письменности, искусства и архитектурного зодчества Древней Руси. Христианство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества.

Если говорить о христианизации белорусских земель в современном территориальном понимании, то всего лишь через несколько лет после крещения киевлян в Днепровской купели и утверждения в Киеве церковной иерархии во главе с митрополитом, первые епископские кафедры учреждаются в 992-м году в Полоцке и в 1005-м году в Турове. С поставления здесь первых епископов берет свое историческое начало Православная Церковь на землях Белой Руси. Неся свет Христовой истины, она заботится об утверждении нравственных норм и начал, основанных на Евангельских заповедях. Церковь, в полной мере используя наследие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, способствует распространению среди наших предков письменности и книжности. Олицетворением этой духовно-культурной миссии нашей Церкви являются жизнь и благодатные труды преподобной Евфросиньи, игуменьи Полоцкой, святителя Кирилла, епископа Туровского и других подвижников веры и благочестия земли белорусской.

Историческое значение Крещения Руси заключается в том, что это историческое событие приобщило славяно-финский мир к ценностям христианства, создало условия для сотрудничества Руси с другими христианскими государствами.

Русская православная Церковь стала силой, объединяющей разные земли Руси, культурную и политическую общность.

Связь церкви и государства не раз становилась существенным фактором общественного развития иногда благотворным, иногда опасным. С помощью миссионерской деятельности финно-угорские и тюркские племена вовлекались в орбиту христианской цивилизации. Русь развивалась не как национальное государство, и было не столько русским, сколько православным. Приобщение к 1000-летней христианской традиции ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывало путь их решения. Имеется в виду освоение наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытной литературы, искусства, освоение каменного зодчества, иконописи, фресковой росписи, житейской литературы, летописания, школы и переписки книг.

Крещение Руси – это не кратковременное действие, а длительный процесс постепенной христианизации восточных славян. Крещение Руси создало новые формы внутренней жизни и новые формы взаимодействия с окружающим миром.

Видный ученый, доктор исторических наук Лев Николаевич Гумилев сказал: «Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю».

Александр КУРКО, протоиерей, настоятель храма Святителя Николая Чудотворца.

Подробную информацию читайте в номере 147 – 150  от 29.06.2013 г.