Е.Ф. КОРЕШКОВ: «АВТОМОБИЛЬ ИЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ? ВЫБОР ОЧЕВИДЕН»

Совет Республики одобрил проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения». Еще на стадии рассмотрения в Палате представителей, которая приняла его сразу в двух чтениях, законопроект активно обсуждался парламентариями и имел широкий общественный резонанс.

Е.Ф. КОРЕШКОВ: «АВТОМОБИЛЬ ИЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ? ВЫБОР ОЧЕВИДЕН»

Совет Республики одобрил проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения». Еще на стадии рассмотрения в Палате представителей, которая приняла его сразу в двух чтениях, законопроект активно обсуждался парламентариями и имел широкий общественный резонанс.

Новый законопроект в разрезе проблемы увеличения аварийности на дорогах, в том числе преступлений с тяжкими последствиями, проанализировал Евгений Филиппович Корешков, заместитель председателя Постоянной комиссии по законодательству и государственному строительству.

«Безусловно, законопроект затрагивает чрезвычайно актуальную тему, которая напрямую касается каждого жителя страны, – подчеркнул Е.Ф. Корешков. – По данным Министерства внутренних дел, на фоне ежегодного, начиная с 2007 года, снижения числа зарегистрированных ДТП, количество происшествий, произошедших по вине водителей, находившихся в состоянии опьянения, остается высоким, и в 2011 году составило почти 15%. Такая же тенденция отмечается и в отношении погибших в таких происшествиях. В 2011 году их доля в общем количестве ДТП составила около 18%».

По словам заместителя председателя Постоянной комиссии по законодательству и государственному строительству Е.Ф. Корешкова, анализ правоприменительной практики свидетельствует, что применяемые административные взыскания и уголовные наказания за управление транспортными средствами в состоянии опьянения, а также передача управления транспортным средством такому лицу (статья 18.16.КоАП и статья 317-1 УК), не являются сдерживающим фактором для лиц, управление транспортным средством в состоянии опьянения для которых является системой.

Ежегодно выявляется 50-55 тысяч фактов управления транспортными средствами в состоянии опьянения. Если в 2007 году по статье 317-1 УК осуждено 1 135 лиц, то в 2008 году их количество составило уже 4 037, 2009 году –  4  545,  2010  году – 4 629, 2011 году – 4681.

Проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения» предусматривает усиление мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения.

«В республике давно назрела необходимость принятия дополнительных мер по ужесточению ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и сокращению аварийности на дорогах, – отметил Евгений Филиппович. – В новом законопроекте введена обязательная специальная конфискация, независимо от права собственности, транспортного средства, которым управляло лицо, совершившее преступление, (за исключением транспортных средств, выбывших из законного владения собственника (пользователя) помимо его воли или в результате противоправных действий других лиц) (дополнение частью 6 ст. 61 УК РБ), – продолжил Евгений Филиппович. – Очевиден вопрос: не противоречит ли принимаемый закон другим правовым нормам? Согласно статье 44 Конституции Республики Беларусь собственность, приобретенная законным способом, защищается государством; принудительное отчуждение имущества допускается согласно постановлению суда. Статьей 23 Конституции ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Согласно статье 97 Конституции Палата представителей рассматривает проекты законов, в том числе, о принципах осуществления отношений собственности. Таким образом, предлагаемая правовая норма не входит в противоречие с иными законодательными актами Республики Беларусь. Итак, что важнее: автомобиль или человеческая жизнь? Выбор очевиден».

В ходе рассмотрения проекта был проанализирован опыт других стран. Специальная конфискация предусмотрена законодательством большей части государств мира. В Австрии, Германии, Исландии, Испании, Литве, Марокко, Молдове, Парагвае, Румынии и других государствах специальная конфискация рассматривается не как наказание, а как иная мера уголовно-правового характера.

Законодательство Федерации Боснии и Герцеговины, Республики Сербской, Македонии и Хорватии рассматривает конфискацию орудий преступления как меру безопасности. В Мальте, Перу, Сальвадоре специальная конфискация признается «дополнительным последствием» наказания. В то же время, в Азербайджане, Албании, Туркменистане, Филиппинах, Франции, Японии специальная конфискация рассматривается как вид дополнительного наказания, а во Франции она может выступать и основным наказанием.

Как правило, применение специальной конфискации возможно независимо от ее наличия в санкциях статей особенной части.

В ряде стран – Австрии, Германии, Швейцарии и других присутствуют ограничения, препятствующие использованию специальной конфискации, если она поставит осужденное лицо в тяжелое финансовое положение или будет иметь для него иные неблагоприятные имущественные последствия. Такие изъятия обусловлены соображениями гуманизма.

«Но здесь очевидно необходимо учесть законопослушный немецкий характер. Если на дорогах Германии установлен знак, ограничивающий скорость движения до 30 км/ч, то жители этой страны в своем большинстве не будут превышать установленного предела: не 33км/ч, не 38 км/ч, а именно до 30км/ч, – добавил Евгений Филиппович. – К такому законопослушанию нам еще предстоит прийти, в том числе и через усиление мер ответственности. Все они будут направлены на то, чтобы повысить ответственность водителя, как путем технических средств, так и путем мотивации».

Подробно Е.Ф. Корешков проинформировал о других изменениях: «Согласно законопроекту планируется отдельно предусмотреть ответственность для водителей в состоянии алкогольного опьянения, по чьей вине погибли люди. Так, если в случае ДТП было причинено тяжкое телесное повреждение или погиб человек, то виновник аварии может получить до 7 лет лишения свободы. За гибель двух и более человек в ДТП по вине нетрезвого водителя будет предусматриваться от 4 до 10 лет лишения свободы.

Максимальный штраф за нарушение законодательства в области безопасности движения и эксплуатации транспорта будет составлять 100 базовых величин, а при совершении нескольких правонарушений – 200 базовых величин.

Управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, или отказ от прохождения освидетельствования на предмет состояния алкогольного опьянения предусмотрен штраф в размере не от 15 до 35 базовых величин как в настоящее время, а от 50 до 100 базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком на три года. Такое же наказание ждет водителя, если он будет употреблять спиртные напитки или наркотические средства после совершения ДТП, но до прохождения освидетельствования».

В целом проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения», вполне адекватен современным фактическим общественным отношениям в рассмотренной сфере.

Подготовила Алла ТРОНИНА,главный редактор газеты «Рабочая эстафета».

Подробную информацию читайте в номере 163 – 164  от 17.07.2013 г.