Рекомендации по снижению и предупреждению пожаров и загораний на зерноуборочной технике
Предупреждение пожаров на комбайнах и зерноуборочной технике в период уборки зерновых культур — одна из важных задач пожарной профилактики в летний период. Насыщенность комбайнов и зерноуборочной техники горючими материалами и потенциальными источниками зажигания, а также то обстоятельство, что эти машины работают в массиве высушенных зерновых культур и стерни, делают уборочные работы одними из наиболее пожароопасных. В случае непринятия своевременных мер по предупреждению и тушению пожаров на комбайнах и зерноуборочной технике возможно быстрое распространение с нанесением значительных материальных потерь.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПОЖАРОВ И ЗАГОРАНИЙ НА ЗЕРНОУБОРОЧНОЙ ТЕХНИКЕ
Предупреждение пожаров на комбайнах и зерноуборочной технике в период уборки зерновых культур — одна из важных задач пожарной профилактики в летний период. Насыщенность комбайнов и зерноуборочной техники горючими материалами и потенциальными источниками зажигания, а также то обстоятельство, что эти машины работают в массиве высушенных зерновых культур и стерни, делают уборочные работы одними из наиболеепожароопасных. В случае непринятия своевременных мер по предупреждению и тушению пожаров на комбайнах и зерноуборочной технике возможнобыстрое распространение с нанесением значительных материальных потерь.
В настоящее время в хозяйствах Смолевичского района наиболее распространены комбайны марок “Нива”, “Дон-1200”, “Дон-1500Б”, “Бизон”, “Класс”, “КЗС-1218”, “КЗС-10К”, “КЗС-7” и их модификации.
Наиболее распространенной причиной возникновения пожаров на комбайнах является неисправность электрического оборудования, возникающая, как правило, вследствие его старения, окисления, коррозии, порчи грызунами, механических повреждений (перетирание изоляции в местах ее соприкосновения с острыми гранями металлических узлов и деталей комбайна). В хозяйствах района парк зерноуборочной техники имеет срок эксплуатации более 8-ми лет, а плановое профилактическое обслуживание этой техники из-за дефицита деталей, узлов и агрегатов проводится крайне редко, что резко увеличивает вероятность возникновения пожаров на ней.
Серьезную опасность представляют пожары, возникающие в моторном отсеке уборочной техники из-за замыкания силового провода аккумулятора наметаллические детали корпуса с последующим воспламенением его изоляции. Воспламенение приводит к нарушению целостности масляных патрубков, врезультате чего происходит выброс масла под давлением в моторный отсек. Огнем уничтожается двигатель, кабина и передние колеса комбайна. Из-затруднодоступности очага пожара и быстрого распространения пламени ликвидировать горение в начальной стадии первичными средствамипожаротушения не удается. Успешное тушение возможно только лишь при наличии находящейся рядом дежурной техники, приспособленной для тушенияпожаров.
Анализ пожаров показал, что возникновению и быстрому развитию пожаров на комбайнах и зерноуборочной технике могут также способствовать такие негативные явления как:
-намотка соломистой массы на валы приемного и отбойного битеров, на вал граблины мотовила, на эксцентрик привода режущего аппарата, на валподборщика, на вал привода подборщика, на валы соломонабивателей, на вал клавиш соломотряса;
-задевание клавиш соломотряса друг за друга и за панель молотилки;
-задевание шнека жатки о корпус, биение молотильного барабана о корпус молотилки;
-заскакивание граблин подборщика за скаты;
-затирание цепи привода жатки;
-задевание цепи привода мотовила о рычаг натяжной звездочки и ременных передач о корпус;
-неосторожное обращение с огнем;
-попадание соломистой массы на коллектор и выхлопные трубы двигателя;
-отсутствие изолирующих приспособлений на клеммах электрооборудования;
-отсутствие креплений электрической проводки в отдельных местах и дополнительной защиты ее от механических повреждений в местахсоприкосновения с острыми металлическими гранями узлов и деталей машин;
-скапливание мелких соломистых продуктов в аккумуляторных отсеках в результате недостаточной герметичности при их закрывании (отсутствиеуплотнителей);
-образование легкогорючего слоя на узлах и деталях машин, состоящего из мелких соломистых продуктов и топлива с маслом в результате их подтекания из неплотных соединений в системе питания, смазки и гидросистемы;
-переполнение топлива при заправках из-за отсутствия в топливных баках визуального указателя уровня топлива;
-невозможность быстрого использования первичных средств пожаротушения из-за отсутствия быстрооткрывающегося крепления.
В целях дальнейшего повышения уровня проводимой в этом направлении работы инженерно-инспекторскому составу и работникам сельского хозяйства предлагаются следующие рекомендации по мерам пожарной профилактики при эксплуатации комбайнов и зерноуборочной техники:
1.Постоянно следить за техническим состоянием машин и механизмов, а также наличием исправных первичных средств пожаротушения;
2.Проверять наличие изолирующих колпачков на клеммах переходных колодок, генератора, аккумуляторов, стартера, датчиков и др.электрооборудования, а также проверять надежность крепления электропроводов и наличие дополнительной защиты их в местах возможных механических, тепловых и химических повреждений. Не допускается расположение электропроводов вблизи нагретых частей двигателя и в местах, где на них возможно попадание топлива и масла;
3.Размещать аккумуляторные батареи в отдельном отсеке или контейнере, исключающем попадание на них соломистых продуктов и токопроводящихматериалов. Запрещается хранение инструмента и других предметов в аккумуляторном отсеке;
4.Обеспечивать отключение электропитания по окончанию работы выключателем “массы”;
5.Производить замену сгоревших плавких вставок только стандартными вставками, рассчитанными на те же токи;
6.Установить надежное заземление для снятия электростатических зарядов с машин и механизмов (для самоходных машин — обычно цепь);
7.Не допускать и своевременно устранять подтекания топлива и масла в системах питания, смазки, в соединениях гидросистемы;
8.Не допускать установку на двигателях топливопроводов, выполненных из сгораемых материалов. Топливопроводы не должны находиться в непосредственной близости от коллектора и выпускной трубы;
9.Не допускать образования разрывов или неплотностей во фланцевых соединениях коллектора и выпускной трубы;
10. Регулировать системы зажигания и питания таким образом, чтобы не перегревался коллектор и не было выброса пламени из выпускной трубы;
11.В процессе работы регулярно производить очистку узлов и деталей двигателя от скапливающихся мелких соломистых продуктов;
12.Оборудовать комбайны приспособлениями, исключающими заброс соломистых продуктов на двигатель, топливный бак и др.части машины;
13.Предусматривать меры по защите коллектора от попадания и скапливания на нем сгораемых соломистых продуктов;
14.В комбайнах “Дон-1500” между стенкой корпуса и шкивом привода соломотряса своевременно устранять скапливающуюся соломистую массу;
15.Регулярно производить очистку от намотавшейся соломистой массы валов битеров молотильного барабана, соломо- и половонабивателей, подборщика, эксцентрик привода режущего аппарата, верхнего вала режущего транспортера, вала граблины мотовил, других быстровращающихся валов и механизмов;
16.Периодически проверять крепление на валах молотильного барабана, приемного отбойного битера и величину зазоров между вращающимися частями комбайна и его каркасом для предупреждения возможного сухого трения;
17.Периодически проверять регулировку затяжки деревянных подшипников на валу соломонабивателя накопителя в соответствии стехническими условиями;
18.Не допускать перегрева подшипников, своевременно производить их смазку согласно таблице смазки машины;
19.Систематически контролировать температуру нагрева механизмов регулировки оборотов молотильных барабанов, которая не должна превышать65°С;
20.Оборудовать зерноуборочную технику выключателем “масса”;
21.Регулярно производить очистку искрогасителей от нагара путем снятия и разборки;
22.Закрывать капотами, металлическими щитками и сетками с размером ячеек не более 2 мм коллекторы двигателей тракторов;
23.Защищать выпускные трубы двигателей тракторов, оборудованных гидравлическими стогометателями и стогообразователями, металлическими сетками, исключающими попадание на них соломистых продуктов с грабельных решеток машин;
24.Предусматривать на валах и других вращающихся частях жатки приспособления для защиты от намоток соломистых продуктов;
25.Осуществлять постоянный контроль и своевременно принимать меры к устранению трений вращающихся узлов о защитные кожухи и между собой;
26.Своевременно производить уборку уплотняющейся соломистой массы под транспортерной лентой и у ведущего вала транспортеров;
27.В процессе работы систематически вести наблюдение за следом машины с целью своевременного обнаружения возможного загорания в хлебном массиве;
28.При длительном ремонте, проведении очистки засорившихся топливопроводов и т.п. машину необходимо выводить из хлебного массива нарасстояние не менее 30 метров и опахивать ее вокруг полосой шириной не менее 4 метров;
29.Заправку топливных баков производить на пахоте или дороге при заглушенном двигателе с помощью заправочного агрегата;
30.Во избежание переливов топлива при заправках, оборудовать топливные баки визуальными указателями, защищенными от возможных механических повреждений;
31.Во время заправки, при проверке уровня топлива и т.п. не допускать курения и применения открытого огня;
32.Не допускать заправку топливных баков из открытых ведер, заправку в ночное время производить только при свете фар других машин;
33.Инструктировать механизаторов о применении первичных средств пожаротушения и действиях по вызову пожарной службы;
34.Обеспечивать машины первичными средствами пожаротушения и табличками с текстом основных мер пожар безопасности;
35.Ежедневно производить обдув систем и агрегатов машин воздухом, а также осуществлять их механическую чистку, т.к. мойка водой способствуетразрушению изоляции, а влага — образованию короткого замыкания.
В целях предупреждения пожаров на комбайнах и зерноуборочной технике кроме изложенного, органам государственного пожарного надзора следуеттребовать от руководителей хозяйств также проведения следующих мероприятий:
—ежедневного инструктажа механиков мехдворов и комбайнеров о мерах пожарной безопасности в период уборки зерновых;
—размещения вблизи работающих комбайнов приспособленной для тушения пожаров или пожарной техники, обеспеченной запасом огнетушащихсредств и связью с комбайнерами, а также людей, подготовленными к тушению пожаров в полевых условиях;
—обеспечения уборочной техники исправными первичными средствами пожаротушения.
Практика применения в начальной стадии загорания комбайнов первичных средств пожаротушения (огнетушители ОХП-10, кошма) показала их низкуюэффективность. В то же время применение при тушении этих пожаров на начальной стадии их развития порошковых огнетушителей было наиболееэффективным. Поэтому Смолевичский РОЧС рекомендует в целях предотвращения развития пожаров на зерноуборочных комбайнах комплектовать каждую единицу техники двумя лопатами и двумя огнетушителями ОП-10 закачного типа.