Война в Афганистане вписана особой страницей в историю нашей страны, как символ верности военной присяге, солдатскому долгу… Каково это, неделями “прочесывать” горные хребты и низины в поисках боевиков, встречать под грохот выстрелов посреди афганских степей одноклассников и друзей детства, радоваться дембелю и хранить в сердце память о тех страшных днях? Обо всем этом не понаслышке знает воин-интернационалист Игорь Сергеевич Лаппо, который больше года сражался на войне в Афганистане. За это время он не раз смотрел в глаза смерти, но сумел выжить и вернуться домой.

Родился Игорь Сергеевич в Смолевичах, здесь же в 1977 году закончил школу. И в самом начале беседы он заводит разговор о своих учителях:

– У меня были прекрасные педагоги, мудрые и сильные люди: это и классный

руководитель Александр Александрович Полуян и учителя: Евстрат Куприянович

Терентьев, Петр Герасимович Яблонский  и  ныне  здравствующий  Петр  Владимирович  Крейнин. Именно они повлияли на мое становление как личности,  и за это я благодарен им по сей день, – делится Игорь Сергеевич. – Знаете, яведь никогда не любил говорить о войне в Афганистане, но последние события вынудили…Хочу донести подрастающему поколению, что война – это страшно и жестоко. Особенно,гражданская, когда встает брат на брата.

После школы юноша пошел работать на механический завод в родном городе, а осенью 1978-го его призвали в армию.

Сначала проходил службу в единственном в СССР учебном подразделении  разведполка,где готовили разведчиков всех родов войск. Находился он в Горьковской  (ныне  Нижегородской) области, повоенной специальности Игорь Сергеевич –специалист по геодезической разведке, подолжности – командир отделения артиллерийской разведки.

– В учебке я не знал, куда нас готовят, – вспоминает собеседник. – Но подготовка быласерьезная. Что бы сейчас ни говорили, нас готовили основательно – уровеньтеоретической подготовки нашего боевого подразделения был высокий. До сих порпомню слова ротного: «Праздно шатающийся солдат – потенциальный преступник». Деньбыл расписан по минутам, загружены были постоянно. Конечно, обижались на ротного,но только потом поняли, как нам это помогло… В ноябре 1979 года прибыл  в   составе   войсковой  части   для  прохождения  службы  в  Среднеазиатский военный округ.Игорь Сергеевич отчетливо помнит день 27 декабря 1979 года, когда колонной пересекалипо понтонам  реку Амударью…

– В тот момент я испытывал чувство гордости за свою страну: я видел слаженность войск,сплоченность, – говорит собеседник. – Когда пересекли реку, нас построили и сказали, чтомы прибыли на территорию Демократической республики Афганистан для оказанияинтернациональной помощи, зона ответственности – северо-восток Афганистана:провинции Файзабад, Кундуз, Баглан – до Пули-Хумри.

Служба юного солдата Игоря Лаппо заключалась в следующем: восемь человек отделениявыдвигались   в  горы и, обнаружив врага, вызывали огонь артиллерии по даннымквадратам – делали привязку к местности.

Десятки километров по горам Афганистана разведчики проходили пешком, неся при этом на себе дальномеры, буссоль, радиостанции, все это вместе с боекомплектом. Игорь Лаппо– командиротделения артиллерийской разведки,  должен был знать устройство и правила эксплуатации приборов наблюдения и топогеодезических приборов, уметь производить топогеодезическую привязку и ориентироваться на местности.

Сложно представить, сколько за 14 месяцев службы, наш земляк прошел километров  по горам Афганистана, как он с  сослуживцами справлялись со знойной жарой днем и пронизывающим холодом ночью… Но еще страшнее представить, сколько раз приходилось смотреть в глаза смерти.

– За время  пребывания  в  Афганистане  группа,  в  которую  входили:  начальник  разведки,   авианаводчик  и  само  отделение  разведки,   потеряла четыре человека…Начальника разведки – капитана Железного из «зеленки» застрелил снайпер, Хоревин (водитель  БРДМ) –попал под обстрел,  погибли   пулеметчик  Поляков  и  ефрейтор  Дмитриев,– с болью вспоминает собеседник и обрывает рассказ…

Но были в это страшное время и моменты радости, от воспоминаний которых у ИгоряСергеевича до сих пор «бегут мурашки» по коже. Это встречи с одноклассниками,которые также служили в Афганистане – Леонидом Пырко, Владимиром Метельским и  Юрием   Лапутько; друзьями: Василием Пантелеевым и Александром Мазолевским. Встречи эти состоялись встрашное время боевых действий, однако радость тех моментов греет сердце до сих пор,равно, как и боль…

Так случилось, что служил сержант Лаппо дольше положенного времени. Необходимобыло дождаться, когда прибудет замена.

– Конечно, мы тогда были против, но потом, после слов начальника «Вы что, молодыхпод пули пошлете?» осознали, что замену нужно подготовить, – вспоминает собеседник. –У каждого своя война… Я говорю о своей…

Жалея родных, юноша не рассказывал им, где проходит службу. Сначала написал маме,что в учебке, а потом, когда подразделению присвоили полевую почту в Афганистане,написал, что служит в Германии. Ведь человек гражданский не поймет, откуда именно пополевой почте пришла дорогая сердцу весточка от сына.

– Володя  Метельский  вернулся раньше меня, вскоре после той нашей встречи в Афганистане. Навестил    моих  родных  и сказал, что видел меня, что я жив и со мной все в порядке. Володяведь думал, что они знают, – вспоминает Игорь Сергеевич. – Не могу представить, что втот момент творилось на сердце у мамы… Но она была человеком сильным,  сдержанным, с тонкимчувством юмора – всю жизнь работала учителем. И в своем письме лишь написала:«Заходил Володя, сказал, вы виделись в Германии…».

… Вернувшись из очередной горной операции, сержанта Лаппо встретил посыльный исказал, что его вызывает начальник штаба.

– Когда пришел, увидел «парадку» и начальник сказал, что наступило время моегодембеля, – вспоминает Игорь Сергеевич. – Для меня это был настоящий сюрприз… Наспривезли в Кундуз,  мы должны были лететь домой, но погода была нелетная.  Судьба  подбросила  еще  одну  удивительную  встречу,    на  аэродроме я встретил друга детства – Сашу Мозолевского, помню, как он мне  свойпаек отдал, потому что жутко хотелось кушать, уложил отдохнуть на своей кровати…

Погода так и не наладилась. И нас огромной колонной полтора суток везли в Термез. Тамсразу –в битком набитый поезд – всем хотелось домой, ложились не  только  на  полки  пассажиров,  но и на полки для багажа,   ехали  до  Москвы,  оттуда  –  по  домам:  кто  на  Минск,  кто  на  Киев….

Игорь Сергеевич вспоминает, что, выходя из электрички, встретился с подругой детства,но она в исхудавшем, в шинели на несколько размеров больше,    сильно  загорелом парне друга несразу узнала.

– Когда я уходил в армию, у нас дома была маленькая собачка Чолька, которая на улицупрактически не выходила, – с улыбкой вспоминает собеседник. – Жили мы на улицеПолевой. И вот, выйдя на «Зеречной», я направился домой. И тут вижу на перекрестке –Чолька сидит ждет. Захожу домой, а там стол накрыт и все меня встречают. Спрашиваю,откуда узнали, ведь сообщить тогда не было возможности, а мама  отвечает, что Чолька всюночь не спала, на дверь бросалась. У меня до сих пор особая связь с родным домом.Прихожу зимой к этому перекрестку – становится тепло, в летний зной – свежо и прохладно.

После дембеля Игорь Сергеевич закончил педагогический университет и пошел работатьучителем географии в Верхменскую среднюю школу, где работает до сих пор. Здесь жемного лет работала и его супруга Светлана. Они стали не только учителями,но и товарищами многим своим ученикам.

– Недавно был день встречи выпускников, и моя ученица написала в «Одноклассниках»мне такие  добрые  и  теплые  слова…  Я  сам  не дружу с соцсетями, жена показала. И знаете – я оченьрастрогался… Ведь благодарность учеников, осознание того, что они стали достойнымилюдьми – лучшая награда для учителя, – делится герой материала. – Я преклоняюсь передподвигом героев Великой Отечественной войны, стараюсь доносить правильные истиныдетям. Но тот разлад в обществе, который произошел в этом году в нашей стране,заставил меня говорить и об Афганистане. Война – это горе людское, слезы и кровь. И мыне должны ее допустить на нашей земле, никогда. Я хочу донести это подрастающему поколению и всегда говорю ученикам, прежде чем что-то сделать, нужно хорошо подумайте опоследствиях.

Лидия СУДНИКОВИЧ.

Фото автора.