Качество работы системы образования Смолевичского района в новом учебном году, как и в предыдущие годы, зависит от объективности и глубины анализа сделанного, правильности принятых управленческих решений.

Качество работы системы образования Смолевичского района в новом учебном году, как и в предыдущие годы, зависит от объективности и глубины анализа сделанного, правильности принятых управленческих решений.

Решением районного исполнительного комитета

№ 1142 от 22 апреля 2013 года утвержден комплекс мер по модернизации системы образования в условиях Года бережливости. В его основе — экономия бюджетных средств путем рационального и эффективного использования имеющихся человеческих, материальных и финансовых ресурсов.

За последние пять лет количество учащихся школ района снизилось почти на 800 человек. Следовательно, процесс оптимизации сети был и остается оправданным с учетом демографической ситуации и экономических факторов и продолжает иметь место.

Структурные изменения касаются также подразделений, имеющих сходные функции.

В результате присоединении к отделу образования отдела физической культуры, спорта и туризма сформирован новый управленческий аппарат, деятельность которого направлена на создание эффективной образовательной среды.

Планомерно ведется работа по вовлечению в хозяйственный оборот зданий, высвобождаемых при закрытии учреждений образования, и направлению средств на развитие системы образования.

Дошкольное образование является одним из главных образовательных резервов для подготовки детей к обучению в школе и продолжает быть востребованным в районе.

С целью обеспечения дошкольников местами в дошкольных учреждениях отдел постоянно в поиске и внедрении новых форм дошкольного образования.

В декабре 2012 года при ГУО «Озерицкослободской д/с Смолевичского района» открыта группа семейного детского сада.

С января 2013 года организована Школа раннего развития для детей, не посещающих учреждения дошкольного образования.

Принятые меры позволили обеспечить средний показатель охвата детей в возрасте от 1 года до 6 лет дошкольным образованием до 78,8%.

Строительство нового, отвечающего современным требованиям, детского сада на 230 мест позволит в 2014 году увеличить показатель охвата до 88,6%.

Характеризуя работу учреждений общего среднего образования, можем говорить о сохранении тенденции роста качественных показателей. Увеличилось число выпускников, сдавших экзамены за период обучения на II и III ступенях общего среднего образования на высоком и достаточном уровнях.

Вместе с тем, результаты централизованного тестирования показывают, что педагогам предстоит серьезная работа по химии, математике.

В июне этого года учащиеся выпускных классов впервые сдавали обязательный экзамен по иностранным языкам. Результаты показали, что учащиеся испытывают коммуникативные затруднения. Поэтому в учреждениях образования необходимо обеспечить такую организацию урочной и внеурочной деятельности, которая позволит максимально развить указанные навыки обучающихся.

Неравномерное выступление наших учащихся на республиканской олимпиаде говорит об отсутствии системы работы по раннему выявлению и дальнейшему психолого-педагогическому сопровождению одаренных учащихся.

Специальное образование в современных условиях является неотъемлемой частью образовательной системы. Возможность его получения обеспечивается всем детям, независимо от степени тяжести имеющихся у них нарушений.

Коррекционная помощь 955 детям с особенностями психофизического развития оказывается учителями-дефектологами под кураторством центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. В районе функционируют 1 специальный класс, 9 классов полной и 99 — неполной наполняемости. 27 пунктов коррекционной помощи оказывают специальную помощь 669 детям, организована работа дошкольной интегрированной группы.

Сформированная система позволяет в полной мере реализовывать проекты по формированию экономической грамотности учащихся.

Важная роль в этом направлении принадлежит школьным бизнес-компаниям. Сегодня ученики Будаговского и Драчковского УПК уже на практике применяют основы экономических знаний и предпринимательства, выращивая рассаду овощных культур и саженцы хвойных пород.

Современное общество ставит перед школьным образованием новые задачи в профориентационной работе, необходимо искать новые, более убедительные формы работы с молодежью, чтобы сформировать ее выбор в сторону рабочих профессий, востребованных в регионе и республике.

Информатизация в системе образования региона проводится в соответствии с утвержденной Министерством образования Концепцией информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года.

Все учреждения общего среднего образования обеспечены компьютерной техникой и имеют широкополосный выход в Интернет и локальные сети, учреждения дошкольного образования имеют свои странички на сайтах школ. В Смолевичской районной гимназии педагоги приступили к организации дистанционного обучения. Запланирована апробация в новом учебном году электронного дневника в ГУО «Курковский УПК д/с — СШ».

Реализация воспитательного потенциала учреждений образования в формировании гражданского, патриотического и национального самосознания, в профессиональном самоопределении и творческой самоактуализации личности ребенка принесла определенные результаты.

Увеличилось количество членов пионерской организации, общественного объединения «БРСМ». В 2012/2013 учебном году представители молодежных организаций района приняли результативное участие в областных и республиканских конкурсах.

Накоплен значительный опыт по организации идеологического, патриотического и гражданского воспитания, краеведческой работы, и здесь имеются определенные успехи.

Отделом и учреждениями образования накоплен позитивный опыт в работе с семьей. Стало традиционным проведение районных родительских собраний. Создаются замещающие семьи. Работают семейные клубы.

Большое внимание уделяется организации шестого школьного дня. Реализуется районная программа «Формула субботы».

Важное направление деятельности системы образования — это сохранение и укрепление здоровья детей.

Работа в новом формате объединенного отдела образования, спорта и туризма позволит широко использовать спортивную базу для организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы.

С 1 сентября открывается специализированный по спорту класс (футбол) на базе ГУО «СШ №1 им.В.Ф. Купревича».  

Кадровый потенциал региона позволяет решать задачи, поставленные Главой государства и Правительством. По состоянию на 1 июля 2013 года в системе образования региона работают 1520 руководителей, специалистов, служащих и рабочих, в том числе 837 педагогов.

На фоне снижения общего количества учителей наблюдается повышение качественных характеристик педагогического состава учреждений образования. Высшее образование имеют 92,1%, среднее специальное — 7,9% педагогических работников. За 5 лет количество учителей с высшим образованием увеличилось на 5,4%.

Педагоги с высшей и первой квалификационными категориями составляют 38,8% и 39,5% соответственно. За пять лет число педагогов высшей квалификационной категории увеличилось на 7,2%. Руководители гимназии, школ и УПК имеют высшее образование. Из 17 заведующих дошкольными учреждениями с высшим образованием 15 или 88,2%, что выше областного показателя (74,5%).  

Обеспечение качества образования на всех уровнях с учетом современных требований и задач, невозможно без определенных финансовых вложений.

Из средств бюджета на укрепление материально-технической базы учреждений образования в 1-м полугодии направлено 939,2 млн. руб. и 812,6 млн. руб. спонсорских средств.

Проекты и начинания в системе образования стали возможными благодаря поддержке районного исполнительного комитета и управления образования Миноблисполкома. Мы благодарны председателю райисполкома Михаилу Гавриловичу Загорцеву, начальнику управления образования Галине Николаевне Казак за поддержку в реализации идей, которые стали реальностью и дали положительный результат.

Современный этап социально-экономического развития страны характеризуется появлением новых идей и технологий, требует ускоренных темпов процесса модернизации, ставит новые задачи и выдвигает новые подходы.

Уверена, что понимание каждым участником образовательного процесса необходимости двигаться с ускорением, проявлять инициативу, творчество, совершенствовать свой профессионализм позволит выдержать стратегию и осуществить поставленные тактические задачи развития образовательного пространства Смолевичского региона.

Н.Н. ФИЛИПОВИЧ,  начальник отдела образования,  спорта и туризма Смолевичского   райисполкома. 

Подробную информацию читайте в номере 201 – 204  от 31.08.2013 г.