В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» наниматель несет обязанности по разработке, внедрению и поддержанию функционирования систем управления охраной труда (далее–СУОТ), обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

– При этом в действующем законодательстве нет жесткого указания на внедрение какой-либо конкретной модели СУОТ. Наниматель самостоятельно принимает решение, по какой модели в организации будет разрабатываться система, – рассказала главный специалист отдела занятости и трудовых отношений управления по труду, занятости и социальной защите Смолевичского райисполкома Татьяна Кудина. – СУОТ в организации разрабатывается в соответствии с характером деятельности организации. Положение о утверждается приказом нанимателя.

Согласно п. 29 приложения 2 к Государственной программе органы государственного управления должны проводить анализ функционирования СУОТ на отраслевом уровне в отношении подчиненных организаций.

В настоящее время в Республике Беларусь СУОТ могут разрабатываться и внедряться на основе межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», СТБ ISO 45001-2020 «Системы менеджмента здоровья и безопасности при профессиональной деятельности. Требования и руководство по применению» и иных документов.

– Кроме того, приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 108 утверждены Рекомендации по разработке системы управления охраной труда в организации, – отметила Татьяна Кудина. –В Рекомендациях заложены подходы к организации профилактики производственного травматизма, объединяющие три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства.