С первого января 2014 года введена государственная пошлина за выдачу
разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в
целях изыскания дополнительных источников финансирования содержания и
строительства дорог. Следует признать,
что в обществе на этот счет бытуют разные мнения. Поэтому мы обратились к депутату Палаты
представителей Национального собрания
Республики Беларусь по Логойскому избирательному округу №75 Илье Александровичу МУРАШКЕ с просьбой
разъяснить те или иные позиции по данному вопросу.
С первого января 2014 года введена государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в целях изыскания дополнительных источников финансирования содержания и строительства дорог. Следует признать, что в обществе на этот счет бытуют разные мнения. Поэтому мы обратились к депутату Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по Логойскому избирательному округу №75 Илье Александровичу МУРАШКЕ с просьбой разъяснить те или иные позиции по данному вопросу.
— Илья Александрович, применяется ли в других странах подобная практика?
— Конечно. Например, в Российской Федерации с владельцев транспортных средств взимается транспортный налог, в Республике Казахстан — налог на транспортные средства. Плательщиками этих налогов признаются как физические, так и юридические лица.
В Российской Федерации ставки транспортного налога ранжируются в зависимости от вида транспортного средства и мощности двигателя, в Республике Казахстан — от объема двигателя (для легковых автомобилей), грузоподъемности (для грузовых автомобилей), количества посадочных мест (для автобусов).
Различные виды обязательных «дорожных» платежей уплачивают владельцы транспортных средств в большинстве стран мира.
В США не существует дорожного транспортного налога, однако во всех штатах установлен ежегодный сбор за регистрацию транспортных средств (например, штат Нью-Йорк взимает налог на транспортные средства в зависимости от их массы).
Введение данного налога именно в составе государственной пошлины, а не в виде нового налога в экономике, дает преимущество по простоте его администрирования. А предлагаемая привязка его уплаты к прохождению государственного технического осмотра обеспечивает взимание данного платежа с тех транспортных средств, которые участвуют в дорожном движении.
— А если брать в сравнении с другими странами?
— В Российской Федерации уплата транспортного налога осуществляется со стоящих на учете транспортных средств, независимо от степени их эксплуатации.
— Кто же будет уплачивать данную пошлину?
— Плательщиками признаются все собственники транспортных средств – и организации, и физические лица.
С учетом характера предлагаемого платежа – возмещение ущерба дорожной инфраструктуре – льготы по уплате пошлины минимальны и предусмотрены в отношении специального транспорта, предназначенного для использования инвалидами, специальных транспортных средств МЧС и скорой помощи, а также в отношении общественного транспорта.
— Чему будет равна госпошлина?
— Ставки пошлины установлены в базовых величинах с их дифференциацией в зависимости от вида транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, мотоцикл, прицеп), а также в зависимости от разрешенной максимальной массы транспортного средства (указывается в техническом паспорте автомобиля). Это позволит взимать госпошлину в больших размерах с тех транспортных средств, которые наносят больший ущерб дорожной инфраструктуре.
— Какой механизм взимания государственной пошлины предусмотрен?
— Предполагается ее самостоятельная уплата гражданами и организациями к моменту прохождения государственного технического осмотра, на который наряду с иными обязательными документами (страховкой, водительским удостоверением, медицинской справкой водителя) должен быть представлен платежный документ об уплате государственной пошлины.
Для транспортных средств, обязанность по прохождению государственного технического осмотра в отношении которых предусмотрена один раз в два года, предусматривается уплата государственной пошлины по двойной ставке.
По транспортным средствам, которые проходят государственный технический осмотр два раза в год (автомобили-такси, т.е. коммерческий транспорт) оплата государственной пошлины будет осуществляться дважды в течение года, что объясняется их большим участием в дорожном движении и нанесением большего ущерба дорожной инфраструктуре.
— Стоит признать настороженность общественного мнения в отношении введения пошлины…
— Вместе с тем, только установление солидарной ответственности собственников транспортных средств за состояние дорог позволит повысить стандарты качества в этой сфере.
В настоящее время возникают вопросы: почему граждане (особенно пенсионеры) должны платить годовую ставку пошлины, если они пользуются автомобилем непродолжительное время, например, только в дачный сезон; не лучше ли «транспортный налог» заложить в ставки акцизов на топливо, тем самым, взимая его в большем размере с тех, кто больше эксплуатирует транспортные средства; почему размер годовой ставки пошлины одинаков для владельцев «Жигулей» и владельцев «Мерседеса»; необходимо ли уплачивать повторную государственную пошлину, если собственник транспортного средства в текущем году проходит техосмотр повторно, в связи с приобретением нового автомобиля, а также будет ли ему возвращена пошлина, если автомобиль продан, и так далее.
Здесь необходимо отметить, что предлагаемая пошлина – это не налог на богатство, в связи с чем она не имеет отношения к стоимости автомобилей, которые оказывают одинаковое влияние на разрушение дорожного покрытия независимо от потребительских качеств.
Включение предлагаемой пошлины в акцизы ограничено возможностями по повышению цен на автомобильное топливо, а также связанными с этим инфляционными процессами. В условиях открытого рынка это может негативно сказаться на реализации отечественных нефтепродуктов и соответственно бюджет не найдет, а потеряет. При этом доходы от акцизов, хотя и оправдано, уже сегодня направляются на финансирование расходов по дорожному хозяйству через финансирование общих расходов бюджета.
В связи с этим предлагаемая пошлина — это своего рода минимальный усредненный компенсационный платеж за пользование дорожной инфраструктурой, который солидарно распределяется между всеми владельцами транспортных средств – участниками дорожного движения.
При этом найти механизм взимания данного платежа в любом его виде (отдельного транспортного налога, сбора и тому подобное) в зависимости от интенсивности использования транспортного средства объективно сложно, о чем свидетельствует и мировая практика.
Не предусматривается и зачет-возврат государственной пошлины в случае купли-продажи транспортного средства в течение финансового года, поскольку, как правило, данная ситуация не является актуальной в отношении подавляющего большинства граждан, которые массово не меняют автомобили несколько раз в год, и механизм зачета-возврата государственной пошлины в зависимости от времени нахождения в собственности автомобиля требует значительных затрат на администрирование и контроль.
— Куда будут направлены полученные доходы?
— Необходимо отметить, что утвержден норматив отчислений от государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, получаемой на территории Республики Беларусь, в доход республиканского бюджета в размере 50 процентов, в доходы консолидированных бюджетов областей и бюджета города Минска — 50 процентов.
Подготовила М.МЕРКУЛЬ.
На фото: И.А. Мурашко.
Информацию читайте в номере 21 – 22 от 29.01.2014 г.