Комитетом государственного контроля Минской области в ноябре
2013-январе 2014 года проведены проверки ряда предприятий общественного
питания.

Наряду с типичными для общепита нарушениями, такими как нарушение
сроков годности и хранения продукции (товаров), несоблюдение санитарно –
гигиенических норм и правил, установлены факты нарушений налогового
законодательства.

Комитетом государственного контроля Минской области в ноябре 2013-январе 2014 года проведены проверки ряда предприятий общественного питания.

Наряду с типичными для общепита нарушениями, такими как нарушение сроков годности и хранения продукции (товаров), несоблюдение санитарно – гигиенических норм и правил, установлены факты нарушений налогового законодательства.

При этом, как выяснилось, нарушения по уплате налогов зачастую допускались по незнанию законодательства. Так, с марта 2011 года в Республике Беларусь отменены фиксированные торговые наценки (надбавки). Эти нововведения не ограничивают руководителей предприятий общественного питания в размерах, применяемых на их услуги наценок. Однако важно помнить, что данные налогового учета основаны на данных бухгалтерского учета, которые, в свою очередь, основаны на данных первичных учетных документов.

Первичными документами для предприятий общественного питания по-прежнему остаются документы, подтверждающие приобретение товаров, калькуляционные карточки, акты реализации, счета официантов, ежемесячные инвентаризационные описи и др.

Избежать методологических ошибок в данном случае помогут Методические рекомендации по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании, утвержденные приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 09.04.2007 № 74, а также рекомендательные письма Министерства экономики и Министерства торговли.

Многие предприятия общепита традиционно продолжают вести учет товаров (продукции) по продажным ценам и рассчитывают налог на добавленную стоимость и валовой доход по среднему проценту, что избавляет их от многих хлопот. В данном случае важно не забывать, что условием для применения «расчетной ставки» является ведение отдельного учета сумм налога на добавленную стоимость в цене товара, а также отдельного учета нереализованных на конец месяца торговых наценок.

Форма расчета налога на добавленную стоимость, исходя из налоговой базы и доли суммы налога на добавленную стоимость при реализации товаров по розничным ценам, и порядок его заполнения приведены в постановлении Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15.10.2012 №82.

Облегчить работу общепита позволяет внедрение современных технологий, в том числе автоматизированных систем управления, что позволяет исчислять налог на добавленную стоимость по фактическим ставкам, установленным законодательством, а валовый доход — путем проведения дооценки стоимости продуктов, входящих в состав блюд до цены реализации.

Методы расчета валового дохода в новых условиях ценообразования приведены в письме Министерства экономики Республики Беларусь от 15.05.2010, Министерства торговли Республики Беларусь от 14.05.2010 №12-05-10/2855/12-02-05/588к «О формировании цен в объектах общественного питания наценочных категорий «люкс», «высшая» и «первая».

Как показывает практика, у субъектов предпринимательства постепенно возникает желание отказаться от традиционного для общепита ведения учета и использовать новые технологии. Однако даже использование современных технологий вызывает у отдельных категорий плательщиков «соблазн» сэкономить на налогах.

Руководителям таких организаций Комитет государственного контроля Минской области напоминает, что ответственность за уклонение от уплаты налогов чревата административной ответственностью, а в некоторых случаях— и уголовной.

Отдел потребительского рынка и сферы услуг Комитета государственного контроля Минской области.

Информацию читайте в номере 27 – 28 от 05.02.2014 г.