Многие сотни лет прошли с тех пор, как наши предки начали веровать
во Христа. Тогда люди впервые услышали колокольный звон, в храмах зазвучали
песнопения. Значение Рождества для христиан велико настолько, что его называют
матерью всех праздников. И даже летоисчисление вскоре начали вести именно от
даты рождения Спасителя. Подробнее об этом великом празднике читателям «КС»
расскажет настоятель прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы в Озерицкой
Слободе священник Иоанн Ясюкевич.

Многие сотни лет прошли с тех пор, как наши предки начали веровать во Христа. Тогда люди впервые услышали колокольный звон, в храмах зазвучали песнопения. Значение Рождества для христиан велико настолько, что его называют матерью всех праздников. И даже летоисчисление вскоре начали вести именно от даты рождения Спасителя. Подробнее об этом великом празднике читателям «КС» расскажет настоятель прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы в Озерицкой Слободе священник Иоанн Ясюкевич.

– Рождество Христово – не какая-то красивая сказка для детей или идиллия, это событие, связанное со спасением всего человеческого рода от власти греха и смерти, это весть о Боге, который принимает человеческую плоть и рождается на земле для того, чтобы воссоединить человека со своим Творцом. Адам и Ева нарушили одну единственную заповедь, которая им была дана: не вкушать плодов с древа познания добра и зла. Так произошло разъединение свободной воли человека и Бога, и для того, чтобы преодолеть эту пропасть, самому Богу пришлось прийти в мир, победить грех. Всю жизнь Христос прожил праведно, победив искушения, Он стал примером того, как мы можем и должны жить для того, чтобы быть людьми в полном смысле этого слова. Рождение Христа призывает наш разум к вере, воспитывает наше сердце в любви ко всем окружающим людям, учит нашу волю прощать и сочувствовать, понимать друг друга и терпимо относиться к недостаткам других. Почему Господь родился именно от Девы Марии? Некоторые богословы говорят, что ни до, ни после Ее жизни не было на свете настолько смиренного человека. Матерь Божья была смиренной и имела величайшую любовь к Богу: с детских лет назидалась в храме Божьем молитвой и чтением священного писания, занималась рукоделием.

Перед праздником Рождества Христова есть сорокадневный подготовительный период – пост. В эти дни Церковь призывает нас не только и не столько ограничить себя в пище животного происхождения, избегать увеселительных мероприятий, но в первую очередь поработать над собой духовно. Ведь внешние ограничения – это лишь вспомогательные средства для духовного контроля над собой и следования по пути духовного развития и совершенствования, для того, чтобы со светлым сердцем и чистой совестью встретить праздник Рождества Христова. В дни поста (с 28 ноября по 6 января) необходимо научиться контролировать свои мысли, меньше осуждать, меньше злословить и гневаться. Главная суть поста заключается в духовном деянии. Мы должны вспомнить о том, что у нас есть душа, должны начать побеждать свои греховные привычки, пока они не стали страстями. В дни поста Церковь также призывает нас к активному участию в таинствах Исповеди и Причастия. Это даст силы совершать дела милосердия. Вокруг много людей, нуждающихся в нашей помощи. Мы должны постараться увидеть их нужды и проблемы, как сочувствовать, так и сорадоваться вместе с ними, сопереживать, не говоря уже о материальной поддержке, которую мы можем оказать. Не ожидая благодарности или признания, мы можем совершить маленькое чудо для того, кто больше всего в нем нуждается. Не случайно 19 декабря мы чтим память святителя Николая Чудотворца. Ведь именно этот святой стал прототипом современных Деда Мороза и Санта Клауса, это достоверный факт. Из жития святителя мы знаем, что по ночам он безвестно раздавал нуждающимся милостыню. И это не единственный пример такого заимствования образов и символов. Многие рождественские атрибуты, без которых сегодня трудно себе представить этот праздник, были взяты с христианских символов. К примеру, звезда на рождественской ели – это символ Вифлеемской звезды, которая благовестила всему миру о рождении Спасителя. Елочные игрушки символизируют райские плоды древа жизни в Эдеме.

Если все эти символы, прочно вошедшие в нашу жизнь, есть и в каждом доме православного христианина, то такую укоренившуюся среди славян традицию, как языческое колядование с козой или чертом, Церковь отвергает. Однако белорусской традиции известны не только эти языческие песни и гадания. Было время, когда взрослые и дети ходили на Рождество с песнопениями церковными. Их называли не только колядовщиками, но и христославами. Детки из нашей воскресной школы успешно продолжают эту традицию и уже стали желанными гостями в домах местных жителей в период Святок с 7 января до Крещенского сочельника – 18 января. Мы знаем, что в Вифлееме Марии и Иосифу не нашлось места в гостинице, никто не впустил их в свой дом, когда они стучали в дверь и просились на ночлег. Усталые путники нашли приют только в пещере, куда в непогоду пастухи загоняли скот. Там и родился Христос Спаситель. В праздничные дни мы можем открыть двери своих домов людям, прославляющим рождение Христа.

В стороне от праздника не остались и активисты молодежного миссионерского братства, которое существует при нашем приходе. Накануне Рождества активисты посещают пожилых и нуждающихся прихожан. Где-то нужно по хозяйству похлопотать, кому-то уборку сделать, кому-то продуктами помочь. Молодые люди посещают и минские детские дома, ставят там рождественские сценки для детей, дарят подарки. В эти святые дни важно не только самому ощутить праздник, но и не остаться безучастным к другим.

Конечно же, кульминацией празднования Рождества Христова является торжественное богослужение в храме. Уже 4-го декабря в день Введения во храм Пресвятой Богородицы Церковь начинает петь предпраздничные рождественские песнопения, подготавливая нас к встрече Рождества. В Рождественский сочельник – утром и вечером 6-го января – служатся особые богослужения. 7-го января в некоторых городских храмах богослужение совершается в полночь, в большинстве деревенских – с утра, как, например, в нашем храме. Рождественское богослужение выглядит очень красиво и торжественно. Да и сама атмосфера богослужения пронизана радостью и умиротворением, которые снисходят на каждого присутствующего в этот момент под сводами храма. Полнотой нашего участия в праздничном богослужении станет наша искренняя Исповедь и Причастие Тела и Крови Христовых.

Записала Виктория ЖИЛЯКОВА.

Информацию читайте в номере 299 – 302 от 24.12.2014 г.