Несколько
дней назад я возвращалась домой с микрорайона Рябый Слуп. Было часов шесть
вечера. Время еще не позднее, но уже очень темно. И все время я думала… о
собственной безопасности. Признаюсь честно, сама себя ругала, что заранее не подумала о том, что нужно было
хотя бы фликер с собой захватить, когда засветло выходила из дома. Моя
собственная беспечность, плюс беспечность такого же нерадивого водителя, могли
бы закончиться довольно печально для нас обоих. Я мысленно представляла себе,
что чувствует и думает человек, сидящий за рулем автомобиля, когда вдруг из
темноты появляется пешеход. И увидев издалека светящиеся фары приближающейся
машины, буквально ступала в черноту, не видя ничего перед собой. К тому же
обочины дороги там очень узкие, а кюветы довольно глубокие. Правда, хочется
сказать отдельное «спасибо» нашим службам за то, что на протяжении всего пути,
а я шла по улице Парковой и Советской, освещали
дорогу только пару фонарей. Рябый Слуп
вообще сам себя освещал светом из окон
своих домов, не более. Идешь и абсолютно не видишь, куда в темноте ступаешь. А
если еще учесть, что дороги там тоже «ровные», то выброс адреналина очень
хороший. Пока пришла домой, устала от напряжения. Я могу представить, как
ходят утром и вечером дети в школу, а
взрослые на работу.

Несколько дней назад я возвращалась домой с микрорайона Рябый Слуп. Было часов шесть вечера. Время еще не позднее, но уже очень темно. И все время я думала… о собственной безопасности. Признаюсь честно, сама себя ругала, что заранее не подумала о том, что нужно было хотя бы фликер с собой захватить, когда засветло выходила из дома. Моя собственная беспечность, плюс беспечность такого же нерадивого водителя, могли бы закончиться довольно печально для нас обоих. Я мысленно представляла себе, что чувствует и думает человек, сидящий за рулем автомобиля, когда вдруг из темноты появляется пешеход. И увидев издалека светящиеся фары приближающейся машины, буквально ступала в черноту, не видя ничего перед собой. К тому же обочины дороги там очень узкие, а кюветы довольно глубокие. Правда, хочется сказать отдельное «спасибо» нашим службам за то, что на протяжении всего пути, а я шла по улице Парковой и Советской, освещали дорогу только пару фонарей. Рябый Слуп вообще сам себя освещал светом из окон своих домов, не более. Идешь и абсолютно не видишь, куда в темноте ступаешь. А если еще учесть, что дороги там тоже «ровные», то выброс адреналина очень хороший. Пока пришла домой, устала от напряжения. Я могу представить, как ходят утром и вечером дети в школу, а взрослые на работу.

Несомненно, наша собственная безопасность находится в наших руках. И от нас самих зависит, где мы будем отдыхать – лежа на уютном диване или на больничной койке. Вот и решилась я провести, так сказать, блиц-опрос с участниками дорожного движения нашего города и района, чтобы поинтересоваться, как они заботятся о своей личной безопасности на дорогах, учитывая наступление осенне-зимних холодов, сокращение светового дня и ухудшение дорожной ситуации. Участниками опроса стали люди, разные по возрасту и профессии.

Наталья Войницкая, индивидуальный предприниматель: «О безопасности на дорогах можно многое сказать. Мы сами создаем различные аварийные ситуации. Я могу рассуждать и как водитель, и как пешеход. Для водителя главное, соблюдать правила движения, сменить резину с летней на зимнюю. И, конечно, быть очень внимательным. Для пешехода важно носить в темное время суток световозвращающий элемент. Мы в семье стараемся об этом не забывать, цепляем и взрослым, и детям. Вечером довольно опасно ходить. К сожалению, наши улицы недостаточно освещены, чтобы не бояться за ребенка, который ходит один в школу».

Нелла Молчан, учитель гимназии: «В осенне-зимний период необходимо всем быть предельно внимательными на дорогах. Я хотя и сама езжу за рулем, но скажу, что есть сумасшедшие водители, которые не ездят, а «носятся». Не понимают или не думают о том, какую угрозу для жизни они представляют. Прежде всего, должна стоять на авто зимняя резина и исправно работать фары, водитель обязан соблюдать скоростной режим. Острой проблемой остается отсутствие фликеров у пешеходов. Вдоль дорог очень часто очень узкие обочины, отсутствуют тротуары и парковки для машин. Из-за недостаточного освещения видимость на дорогах плохая. Часто встречаются велосипедисты, которые едут в полной темноте. Они выезжают прямо на проезжую часть,так как отсутствуют велодорожки. Пешеходы иногда невнимательны, абсолютно не думают о собственной безопасности».

Нина Ляхович, учитель Жажелковской школы: «Самая главная проблема на селе – это недостаточное освещение. Я стараюсь вообще вечером на улицу не выходить. В деревне на дороге можно попасть даже под колеса велосипеда. Тут и фликеры не помогут, ведь им нечего отражать. Для собственной безопасности нужно дома сидеть, а не ходить по друзьям или соседям».

Екатерина Сульжич, инженер-технолог УП «Трансжелезобетон»: «Я являюсь только пешеходом, автомобиль не вожу. Для меня самое сложное – перейти дорогу или пройти по обочине, где нет тротуаров и мало, либо совсем отсутствует освещение. Есть такие водители-лихачи, что страшно ходить. Стараюсь не забывать дома фликер, с ним как-то спокойнее».

Екатерина Капица, педагог дополнительного образования ГУДО «Центр творчества детей и молодежи Смолевичского района»: «Что касается машины — зимняя резина и более аккуратная езда, включение во время движения ближнего света для того, чтобы видели меня другие. Если в качестве пешехода — то прежде чем перейти дорогу, обязательно убедиться, что дорожное покрытие не покрыто льдом, ведь можно подскользнуться и растянуться на шоссе. И, скорее всего, я лишний раз пропущу проезжающую машину, что бы уж наверняка, а только потом буду переходить дорогу. В темное время суток фликер еще поможет».

Людмила Ходорченко, учитель СШ №1 г.Смолевичи: «Могу говорить и как пешеход, и как водитель. С темнотой на наших улицах плохая освещенность, пешеходы ходят без фликеров, есть слишком узкие дороги, дороги с ямами, выбоинами. А на других машинах ездят и лихачи. Поэтому внимание – прежде всего. Да и сам автомобиль должен быть исправным и с хорошей зимней резиной. Если с другой стороны посмотреть, что кроме плохой освещенности, зимой очень скользкие тротуары. Нужно аккуратно и медленно ходить. Не лишним в темноте будет и фликер. Нужно быть осторожным, когда идешь даже по пешеходному переходу. Есть водители, которые не хотят пропускать, спешат, видимо. Но и пешеходы часто наглеют и очень невнимательные».

Татьяна Чубукина, учитель Заболотской школы: «На работу со Смолевичей добираюсь за рулем автомобиля. Что касается участников дорожного движения, то должна быть элементарная культура поведения на дорогах. Водителю – предельное внимание, а для пешеходов – наличие фликеров. Правда, очень плохое освещение в районе улицы 50 лет Октября и по улице Советской в сторону Рябого Слупа. А там же школа, ходят маленькие дети.

Сергей Карпик, слесарь МСР, «Автомобильные конструкции» д. Динаровка: «Безопасность движения на скользкой дороге зависит только от водителей. Опыт, мастерство, внимательность, дисциплинированность — надежная гарантия безаварийной работы в осенне-зимний сезон. Необходимо помнить, что в осенне-зимнее время световой день короче, и приходится больше пользоваться светом фар. Необходимо соблюдать правила дорожного движения, но не ослеплять друг друга на разъездах, переключать фары на ближний свет. При движении автомобиля в дождь и снег помнить, что уменьшается обзорность, поскольку стеклоочистители очищают только часть переднего стекла. Увеличивается тормозной путь – значит, повышается общая опасность движения. Поэтому надо снижать скорость. Не выезжать на неисправном автомобиле, не подавать резких звуковых и световых сигналов при появлении пешеходов на проезжей части, так как торопясь сойти с дороги, пешеход может сделать резкое движение, поскользнуться и упасть перед идущим автомобилем. Пешеходу нужно быть также предельно внимательным, обозначить себя фликером».

Людмила Оряп, индивидуальный предприниматель: «Осенне-зимний период, действительно, очень опасный и требует повышенного внимания как водителей, так и пешеходов. Необходима ответственность всех участников дорожного движения. Я стараюсь не превышать скорость, вовремя менять резину и уступить лишний раз на дороге тому, кто лихачит. А пешеходу нужно обозначить себя фликером, внимательно переходить улицу. В гололед быть особенно острожным, ведь не только можно упасть и получить травму, но и попасть под колеса автомобиля, водитель которого не успел вовремя затормозить».

Кристина Скуратович, студентка УО «Полесский государственный университет»: «Я, как пешеход, стараюсь быть внимательной на дорогах, особенно в темное время суток. Выбираю удобную обувь с хорошей и не скользкой подошвой. В темноте необходим фликер. Кроме меня, о моей безопасности никто не позаботится».

Лариса Гнедая, учитель СШ №3 г.Смолевичи: «Как пешеход, я стараюсь носить фликер, обувь без каблуков и ходить по освещенной части улиц. А как водитель – поменяла резину на колесах, стараюсь ездить аккуратно».

К сожалению, сводки ГИБДД с наступлением осенне-зимнего периода становятся более насыщенными на события, в результате которых страдают и гибнут люди. Очень часто причиной трагедии становится не несчастный случай, а безответственность и невнимательность водителей и пешеходов. Не скажу, что виноваты только первые. Многие думают, что дойдя до пешеходного перехода, можно сразу, без остановки, выходить на проезжую часть, придерживаясь безграмотно вбитого в голову правила: «Водитель обязан уступить». Да, обязан. Только нужно учитывать расстояние от пешехода до водителя, который, при всем своем профессионализме и аккуратности, не может мгновенно остановить автомобиль. А вдруг и водитель точно так же думает? И мы, придерживаясь этого «золотого правила», просто ляжем под его колеса и хорошо, если отделаемся легким испугом. Много раз я видела, как пешеходы с гордым видом пересекают центральную площадь Смолевичей по диагонали, успокаивая, видимо, себя тем, что где-то рядом нарисованы полоски «зебры», а значит, можно смело двигаться вперед. «Береженого Бог бережет», — так говорили всегда. Это я рассуждаю, как пешеход, так как не езжу за рулем. Поругала «своих», а теперь хочу обратиться к водителям: «Получая права, вы несете ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь других людей. Не торопитесь, будьте вежливы к нам, пешеходам, и друг к другу. Правда, очень страшно иногда идти по обочине дороги даже днем и переходить улицу на пешеходном переходе. Всех кто-то ждет дома живыми и здоровыми. Давайте жить дружно!

И еще одна общая и большая просьба к организации, от которой зависит освещенность наших улиц. Не оставляйте их в темноте! В новом микрорайоне из частных домов и коттеджей, которые строятся около старой автомагистрали «Брест-Москва», освещение такое, что можно ночью читать газету. Фонари горят на всех улицах, причем с обеих сторон и на довольно близком расстоянии друг от друга. А там практически все дома еще пустуют. Выходит, что огни просто охраняют частные стройки. А улицы города темные и мрачные. Про деревни и говорить нечего. Как-то несправедливо получается.

 

Наталья ЧАСОВИТИНА.

 

Подробную информацию читайте в номере 7-8 от 14.01.2015 г.