Строительная отрасль неслучайно привлекает повышенное внимание
Комитета госконтроля. Именно в этой сфере, практически во всех проверяемых
организациях выявляются многочисленные нарушения, а также завышения стоимости
строительно-монтажных работ. Не стала исключением и проверка одного из крупнейшего
строительных трестов столичного региона, который в настоящее время испытывает
трудности с загрузкой производственных мощностей. Как показала проверка, не
всегда была безупречной и деятельность треста в прежние времена.
Строительная отрасль неслучайно привлекает повышенное внимание Комитета госконтроля. Именно в этой сфере, практически во всех проверяемых организациях выявляются многочисленные нарушения, а также завышения стоимости строительно-монтажных работ. Не стала исключением и проверка одного из крупнейшего строительных трестов столичного региона, который в настоящее время испытывает трудности с загрузкой производственных мощностей. Как показала проверка, не всегда была безупречной и деятельность треста в прежние времена.
Так, в 2012 году стройтрест завысил стоимость строительно-монтажных работ при строительстве объекта, предъявив заказчику к оплате не подтвержденные документально работы по устройству асфальтобетонного покрытия в объеме 4,7 тыс.кв.м на сумму 371 млн.руб. и завысив отчисления в инновационный фонд на 151 млн.руб.
Кроме того, руководством стройтреста не принимались должные меры по экономии материальных и денежных ресурсов, по предупреждению и исключению фактов коррупционной направленности, необоснованному участию посреднических структур в поставках товаров. На таких нарушениях стоит остановиться.
Например, установлено, что в 2013-2014 гг. при возведении двух финансируемых из бюджета значимых объектов стройтрест взаимодействовал с «фиктивными» субподрядчиками (ООО «А» и его филиалом). Об их сомнительной репутации свидетельствовало многое. Так, согласно табелям учета рабочего времени на одном объекте устройство перегородок и подвесных потолков из гипсокартонных листов выполняли 30 работников ООО «А». Однако по данным Фонда соцзащиты в обществе официально числилось лишь 8 человек, и договоры подряда с физическими лицами не заключались. Таким же немногочисленным был и филиал ООО «А», в котором, по данным налоговых органов, среднесписочная численность – 1 человек, а основной вид деятельности – оптовая торговля компьютерами.
Во время проверки руководитель ООО «А» признал, что являлся директором общества формально, ничего не знал о фактическом и юридическом адресе общества и видах его деятельности, заключенных договорах и других деталях. Он также заявил, что в документах (договорах субподряда, актах сдачи приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ и справках стоимости выполненных работ) стоят чужие, а не его подписи.
Для проверяющих было очевидно, что договоры субподряда, акты сдачи-приемки строительных и монтажных работ, справки о стоимости выполненных работ и затратах по двум крупным бюджетным объектам не соответствовали реальности. Таким образом, трест необоснованно принял к учету документы, содержащие недостоверные и фиктивные данные о стоимости выполненных работ.
Сделанные сотрудниками Госконтроля выводы подтвердили и работники финансовой милиции. Они выяснили, что житель Минского района незаконно создал строительную бригаду, пообещав работникам официальное трудоустройство (обещание не исполнил), а заработная плата выплачивалась строителям в «конвертах». При заключении договоров самозваный субподрядчик – инициатор сделки представлял интересы бригады, оформив все документы через подставную компанию ООО «А» и его филиал. Деньги, перечисленные стройтрестом, переводил на счета лжепредпринимательских структур для обналичивания. В итоге руководитель строительной бригады, осуществляя незаконную деятельность, получил около 4 млрд.руб. Разумеется, налогов с этих доходов государство не получило.
Кроме того, начальники ряда структурных подразделений строительного треста заключили договоры на автомобильные грузоперевозки на сумму 1,6 млрд. руб. с коммерческими структурами, учредителями и директорами которых являлись их родственники.
В настоящее время за допущенные нарушения 21 должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа, дисциплинарная ответственность применена к 45 работникам, из них 8 – уволены. Стройтрест привлечен к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 273 млн. руб. Сумма допущенных стройтрестом завышений в полном объеме возвращена в бюджет.
Материалы проверки по описанным фактам направлены в правоохранительные органы для правовой оценки.
Управление контроля отраслей хозяйства и денежно-кредитной сферы Комитета госконтроля Минской области.
Информацию читайте в номере 125 – 126 от 03.06.2015 г.