Ежегодно, в третье воскресенье августа, в Республике
Беларусь отмечается День Военно-воздушных сил. Этот праздник объединил в себе
героическую историю военной авиации, ее боевые традиции, уважение и любовь народа
к защитникам воздушных рубежей Отечества.

В своем становлении и развитии Военно-воздушные силы
прошли сложный путь от авиации поршневой до авиации реактивной, стали
всепогодными, имеющими на вооружении современные авиационные комплексы.

Ежегодно, в третье воскресенье августа, в Республике Беларусь отмечается День Военно-воздушных сил. Этот праздник объединил в себе героическую историю военной авиации, ее боевые традиции, уважение и любовь народа к защитникам воздушных рубежей Отечества.

В своем становлении и развитии Военно-воздушные силы прошли сложный путь от авиации поршневой до авиации реактивной, стали всепогодными, имеющими на вооружении современные авиационные комплексы.

История рождения военной авиации уходит в далекое прошлое. В начале XX века в городах Гродно, Лида и Брест размещались первые воздухоплавательные части, имеющие на вооружении дирижабли типа «Беркут» и «Астра».

У истоков военной авиации стояли замечательные люди, преданные стране и Военно-воздушным силам офицеры, оставившие свой след в небе Беларуси, опытные асы, знающие цену победам над врагом.

Именно они, летчики старших поколений, с самого начала подняли планку летного мастерства, мужества, ответственности на должную высоту, заложили прочный фундамент военной авиации.

Самым суровым испытанием для авиации стала Великая Отечественная война. С первых её минут, несмотря на тяжелые потери, авиаторы Западного фронта вступили в неравный бой, нанесли ощутимые удары по врагу, проявили мужество и героизм в борьбе с врагом.

Начало новейшей истории белорусской военной авиации было положено в 1992 году – со дня принятия решения о формировании Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Исходя из принципа оборонной достаточности и необходимости качественного реформирования Вооруженных Сил, было принято решение о структурной и численной реорганизации частей ВВС. В 1993 году в ВВС Республики Беларусь на базе авиационных полков и частей обеспечения сформировались авиационные базы.

В конце 2001 года военная авиация Беларуси организационно вошла в состав нового вида Вооруженных Сил — Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны, воплотившего в себя все лучшее из ВВС и войск ПВО Советского Союза.

После распада СССР в Республике Беларусь отсутствовала база подготовки военных летчиков. Было принято решение о создании на базе Военной академии Республики Беларусь авиационного факультета.

Кроме того, закупка учебно-тренировочных самолетов Л-39 и создание в 2006 году на базе 206-й ШАБ учебно-тренировочной эскадрильи позволили осуществлять весь цикл подготовки боевых летчиков непосредственно на территории республики.

На сегодняшний день система подготовки летного состава непрерывно совершенствуется. Курсанты-летчики 4 и 5 курсов авиационного факультета Военной академии Республики Беларусь проходят летную стажировку в учебно-тренировочной эскадрилье 116 гвардейской штурмовой авиационной базы на самолетах Л-39. Под руководством опытных инструкторов отрабатывают такие виды летной подготовки, как пилотирование, боевое применение и воздушная навигация.

 

Высокое летное мастерство продемонстрировали экипажи
61 истребительной, 116 гвардейской штурмовой, 181 боевой вертолетной
и 50 смешанной авиационных баз в ходе воздушного парада в ознаменование
70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

 

Сегодня авиация ВВС и войск ПВО Республики Беларусь является технически оснащенным высокоинтеллектуальным видом Вооруженных Сил, соответствующим современным требованиям. Основу ВВС составляют самолеты 4-го поколения, оснащенные самым современным вооружением, средствами обнаружения противника и управления огнем, новейшей навигационной аппаратурой.

Приоритетным направлением развития ВВС и войск ПВО на ближайшую перспективу остается дальнейшая модернизация и закупка новых образцов ВВСТ.

В конце апреля нынешнего года на вооружение 116 гвардейской штурмовой авиационной базы поступили современные учебно-боевые самолеты Як-130. Также к подписанию в ближайшее время планируется договор на закупку еще четырех самолетов данного типа.

Завершена подготовка белорусских летчиков-инструкторов для Як-130. Четыре инструктора уже готовят летчиков 116-й штурмовой авиационной базы ВВС и войск ПВО к полетам на Як-130.

Заключен контракт на покупку 12 современных вертолетов Ми-8-МТВ-5, имеющих более высокие боевые возможности по сравнению с той техникой, которая эксплуатируется в настоящее время.

Осенью этого года белорусская авиационная группировка из 16-ти самолетов и вертолетов примет участие в совместных мероприятиях оперативной подготовки, которые пройдут на полигоне Российской Федерации.

В конце сентября — начале октября этого года планируется посадка авиации ВВС и войск ПВО Вооруженных Сил Республики Беларусь на аэродромный участок дороги в районе Дзержинска.

Ежедневный кропотливый труд летного и инженерного состава, специалистов тыла и связи, гражданского персонала авиационных частей направлен на повышение боевой готовности ВВС и войск ПВО и является достойным вкладом в дело обеспечения военной безопасности нашего государства.

Пресс-служба Министерства обороны.