Материнство — сложный феномен, который имеет физиологические и психологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности. Все женщины становятся матерями по-разному. Многими психологами изучается это становление уже несколько лет. Д. Винникотт говорил, что способность матери «быть достаточно хорошей матерью» формируется на основе ее опыта взаимодействия с собственной матерью, в детских играх, во взаимодействии с маленькими детьми в детстве, а также в процессе собственной беременности и материнства. В Китае существует поговорка, что девочка не станет хорошей матерью, если не будет любить своего будущего ребенка с детства.

Материнство — сложный феномен, который имеет физиологические и психологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности. Все женщины становятся матерями по-разному. Многими психологами изучается это становление уже несколько лет. Д. Винникотт говорил, что способность матери «быть достаточно хорошей матерью» формируется на основе ее опыта взаимодействия с собственной матерью, в детских играх, во взаимодействии с маленькими детьми в детстве, а также в процессе собственной беременности и материнства. В Китае существует поговорка, что девочка не станет хорошей матерью, если не будет любить своего будущего ребенка с детства.

В вопросе о том, что такое «хорошая мать», мнения разных людей расходятся. Одни считают, что хорошая мама должна быть доброй и ласковой, другие уверены, что хорошая мать должна быть строгой и требовательной, третьи думают, что материнская любовь должна сочетать в себе и нежность, и строгость. Однако встречаются и те, кто считает, что мать вообще не может быть хорошим воспитателем, поэтому ребенка с самого рождения должно «воспитывать государство».

Проблема «хорошей матери» чрезвычайно сложна и многообразна. В разные исторические времена у разных народов она решалась по-своему, поэтому не существует однозначного ответа на вопрос «Какая мать лучше?». В настоящее время над этой проблемой работали и работают многие ученые разных направлений и эта тема так широка, что невозможно не затронуть современных представлений о психологической готовности к материнству и материнской компетентности на этапе младенчества.

Проведенные в последние десятилетия исследования психологов и психиатров показали, что детско-родительские отношения в первые месяцы и годы жизни ребенка имеют чрезвычайно важное значение для его дальнейшего развития и психического здоровья.

Так, установлено, что недостаточное или неправильное общение  младенца со взрослыми (и в первую очередь, с матерью) ведет к отклонениям и задержкам в его психическом развитии уже в первые месяцы жизни. Существуют данные о том, что неадекватное отношение матери к ребенку в раннем детстве может стать одной из причин в развитии шизофрении и других заболеваний.

Исследования особенностей материнского поведения, их влияния на развитие ребенка и причин, определяющих формирование того или иного типа материнства показали, что многие современные матери не обладают достаточным уровнем компетентности в сфере воспитания маленького ребенка.

 

Подробную информацию читайте в номере 159 – 162 от 17.07.2010 г.

 

И. ВЕСНОВА, психолог отделения социальной адаптации и реабилитации СТЦСОН.