Род славных князей Острожских имеет глубокую связь с историческими
судьбами нашего народа. Она прослеживается в той памяти, которую оставили о
себе представители этого рода. Так, основателем многих православных церквей в
Великом княжестве Литовском и Русском явился Константин Иванович Острожский,
известный своими победами над татарами и войсками Московской Руси. В начале XII
века им были построены храмы в Турове, Дятлове, Смолевичах, и, конечно, в
Вильно. Будучи глубоко верующим человеком, он всю свою жизнь посвятил
укреплению Церкви Божьей в Великом Княжестве. Не случайно его сын — князь
Константин Константинович Острожский также вошел в историю как радетель веры
православной. Нам хотелось бы остановиться на истории той церкви, которая была
основана князем Константином Ивановичем Острожским в небольшом селении
Смолевичи, расположенном в Минской епархии.

Род славных князей Острожских имеет глубокую связь с историческими судьбами нашего народа. Она прослеживается в той памяти, которую оставили о себе представители этого рода. Так, основателем многих православных церквей в Великом княжестве Литовском и Русском явился Константин Иванович Острожский, известный своими победами над татарами и войсками Московской Руси. В начале XII века им были построены храмы в Турове, Дятлове, Смолевичах, и, конечно, в Вильно. Будучи глубоко верующим человеком, он всю свою жизнь посвятил укреплению Церкви Божьей в Великом Княжестве. Не случайно его сын — князь Константин Константинович Острожский также вошел в историю как радетель веры православной. Нам хотелось бы остановиться на истории той церкви, которая была основана князем Константином Ивановичем Острожским в небольшом селении Смолевичи, расположенном в Минской епархии.

 В дарственной грамоте, выданной К.И.Острожским на эту церковь, говорилось: «Во имя Светое и нераздельное Троицы Бога Отца и Сына и Духа Светого… збудовалем церковь… заложенья Светого Миколы тым листом… моим на вечность… записуем, даруем и фундуем… волоки две грунту пашного з огородами сяножатьми… огород тое церкви над озером… и дом там же збудованый церковный для мешканья отцом священником… и повинни они парафяне до тое церкви належачые своим отцом священником во всех потребах церковных допомогати, а по смерти моей мають о душе моей печаловати и в церкви Божой молитвами своеми при хвале Божой вспоминати…”

Как видно из грамоты, К.И.Острожский не только построил в Смолевичах церковь, но и наделил ее землею, возвел для священника дом, обязал местных прихожан материально поддерживать новоустроенный храм и поминать его в молитвах.

 Прошло совсем немного времени, и польский король Сигизмунд I подтвердил, со своей стороны, правомочность пожалованья К.И.Острожского, издав соответствующий привелей. «Мы, — отмечал он в этом привелее, — з ласки нашое господарское… тот фундуш его вечне утверждаемы… и мает то вечными часы быти держано, абы хвала Пану Найвышому шырылася и размножалася…”

Подлинник привелея Сигизмунда I, несмотря на все перипетии истории, сохранялся в приходском архиве Свято-Николаевской церкви даже триста лет спустя! В середине XIX столетия с ним знакомился известный этнограф и краевед П.Шпилевский. В период широкого распространения на Беларуси униатства (XVII—XVIII веков) Смолевичи принадлежали уже не Острожским, а Радзивиллам. Последние, хотя и не являлись, наподобие своих предшественников, ревнителями православия, но все же отчасти покровительствовали тем, кто держался святоотеческой веры. Благодаря этому обстоятельству, Свято-Николаевская церковь действовала как православная довольно долго, вплоть до 1745 года, и только затем была обращена в униатский храм.

Издавна в приход Смолевичской церкви входило много окрестных деревень. В некоторых из них находились приписные часовни. Таковые имелись в д.Плиса — в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в д.Заболотье — в честь Успения Божьей Матери, в д.Домашаны — во имя святого Михаила Архангела, в д.Слободе Озерицкой (современная Озерицкая Слобода) — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в д.Дейнаровке (совр. Динаровка) — во имя святого Иозафата, в д.Городище (или Замчище) — во имя Всех Святых, в д.Подгруша (совр. Подыгрушье) — во имя святого Иоанна Богослова. Все перечисленные часовни являлись деревянными и стояли на кладбищах.

Уцелели визиты (инвентарные описи) Свято-Николаевской церкви конца XVIII — начала XIX вв. Они свидетельствуют о том, что в это время в Смолевичах действовал храм, выстроенный когда-то К.И.Острожским. Он был деревянным, его украшали три купола. В храме имелся орган, располагавшийся над бабинцем, на бывших хорах. Согласно данным за 1806 год, в Смолевичах насчитывалось 90 дворов; число причащающихся Святых Христовых Тайн в Великопостное время составляло: мужчин — 510 человек, женщин — 520.

Хотя Смолевичский приход и отличался своей обширностью, однако ни Свято-Николаевская церковь, ни ее приписные часовни богатством не блистали. Один чиновник, обозревавший в 1837 году униатские епархии, посетив Заболотье, так охарактеризовал тамошнюю часовню: в ней была «вместо иконостаса перегородка самой грубой работы, и нет ни одной иконы во всей церкви; престол латинский, книги униатские… из священных сосудов одна только чаша”.

В 1839 году прихожане Свято-Николаевского храма возвратились в православие, последовав в этом за своим настоятелем отцом Иозафатом Зубовичем. Потомственный священник, о.Иозафат окончил Ляданское уездное училище и служил на приходе в Смолевичах с 1817 года.

В 1856 году настоятелем храма стал о.Гавриил Зубкович, обучавшийся в Жировицкой Духовной Семинарии. Он прослужил в Смолевичах до 1888 года. Во второй половине XIX в. церковь во имя святого Николая дважды ремонтировалась. Но время шло, и, несмотря на частые исправления, к концу XIX в. храм все же сильно обветшал. Тогда приняли решение начать сбор средств для строительства новой деревянной церкви. В 1896 году прихожане собрали более 6000 рублей и вскоре приступили к работам. К 1909 году новый храм построили, по традиции освятив во имя святого Николая Чудотворца.

Его настоятелем в начале XX века являлся священник Владимир Зенюк. Кроме него, в причт входил один иерей. Накануне I Мировой войны в приход Смолевичской церкви входило 925 дворов и около 7000 прихожан, проживавших в 43 селениях. В его владении находилось 149 десятин земли. На территории прихода действовали школы: в Смолевичах — двухклассная народная, в Слободе Озерицкой — земская, в Плисе — церковноприходская и в Заболотье — земская. За Свято-Николаевской церковью сохранялись все приписные часовни, за исключением той, которая раньше находилась в д.Подгрушье.

События, последовавшие за революцией 1917 года, привели к разрушению приходской жизни, упорядоченной трудами многих поколений верующих. В начале 20-х годов в Смолевичах еше продолжал служить отец Владимир Зенюк, затем пропавший без вести. В соседней деревне, Озерицкая Слобода, священствовал Василий Измайлов. Его арестовали в 1927 году, приговорив к трем годам заключения в концлагере. Он умер, находясь на Соловках, 22 февраля 1930 года. После них в Смолевичах служили протоиерей Владимир Зубкович и священник Димитрий Плышевский — их расстреляли в 1937 году. 

Где-то в 30-ые годы Свято-Николаевский храм закрыли, а вскоре и уничтожили. Прекратили действовать также приписные часовни.

Во время Великой Отечественной войны церковная жизнь в Смолевичском приходе возобновилась. В д.Озерицкая Слобода в военное лихолетье служил совсем молодой, двадцатидвухлетний священник о.Иоанн Слушко, из окончивших шестимесячные пастырские курсы, созданные в Минске архиепископом Филофеем (Нарко). После окончания войны из бывших приписных часовен действующими были только три: в деревнях Плиса, Заболотье и Озерицкая Слобода. Слободская часовня оставалась открытой недолго. Что же касается церквей в Плисе и Заболотье, то они властями больше не закрывались. Их число пополнилось открытой в 1989 году церковью во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в д.Домашаны, при которой сегодня учрежден одноименный женский монастырь.

В последние годы церковная жизнь возродилась также и в Смолевичах. В 1997 году открыт приход в Озерицкой Слободе.

История Смолевичского прихода, начало которой было положено почти пятьсот лет назад князем К.И.Острожским, многострадальна и поучительна, как и вся история Беларуси. Из нее видно, что православная церковь во имя Святого Николая Чудотворца в Смолевичах существовала задолго до унии; что и в период широкого распространения униатства, до 1745, она оставалась православной. В дальнейшем эта церковь объединила вокруг себя значительный по размерам приход, который в тяжелые десятилетия трагического XX в. возглавили пастыри, сумевшие до конца дней своих сохранить верность Православной Церкви, несмотря на жесточайшие гонения.

Информация предоставлена отцом АЛЕКСАНДРОМ, настоятелем Смолевичской церкви во имя Святого Николая Чудотворца.

Информацию читайте в №9-12 от 16.01.2016г.