В Комитет государственного контроля Минской области с определенной периодичностью поступают обращения граждан по вопросу обоснованности начисления организациями ЖКХ платежей за жилищно-коммунальные услуги при отсутствии заключенных договоров на их оказание.
В Комитет государственного контроля Минской области с определенной периодичностью поступают обращения граждан по вопросу обоснованности начисления организациями ЖКХ платежей за жилищно-коммунальные услуги при отсутствии заключенных договоров на их оказание.
Изучение ситуации показало, что договоры на оказание услуг заключены не со всеми собственниками жилых помещений, чем допущены нарушения требований постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2009 года №99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно- коммунальных услуг».
Вместе с тем такое положение дел обусловлено, в том числе, осознанным уклонением отдельных граждан от заключения таких договоров.
К примеру, по информации ГО «Жилищно-коммунальное хозяйство Минской области» за 2016 год и первое полугодие 2017 года организациями ЖКХ было предложено к заключению 63,6 тысячи договоров на вывоз , обезвреживание и переработку твердых бытовых отходов, а заключено только 35,5 тысячи договоров или 55,8 процента от подлежащего к заключению.
В современном мире трудно представить нашу жизнь без пластика, полиэтилена, стекла и прочих материалов, которые, отслужив свое, отправляются в отходы. Однако неправильная утилизация отходов влечет за собой загрязнение окружающей среды, однако многие из нас и не задумываются над этим. Но следует напомнить, что обязанности и ответственность граждан по обращению с твердыми коммунальными отходами прописаны в статье 55 Конституции Республики Беларусь, которая гласит: «Охрана природной среды – долг каждого».
Согласно статье 29 Жилищного кодекса Республики Беларусь, Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 года №535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг», вступившему в силу с 1 января 2016 года, услуга по обращению с ТКО включена в перечень основных жилищно-коммунальных услуг, что означает обязательность оказания данной услуги населению и внесения платы за нее собственниками жилых помещений.
Такие понятия, как «отсутствие отходов» и «отходы не образуются», законодательством не закреплены. В этой связи физические лица, являясь производителями отходов, несут обязанность по их раздельному сбору и выбрасыванию только в санкционированных местах. Данные нормы закреплены как обязанность граждан в пункте 2 статьи 17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2015 года №271-3 «Об обращении с отходами». Несанкционированиое размещение отходов и самовольное их захоронение запрещены.
Обязаннось заключения договора на вывоз, обезвреживание и переработку ТКО возложена как на исполнителя услуги, так и на потребителя.
Так, согласно пункту 52 Положения о порядке расчета и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 года №571 (далее – Положение №571), исполнитель обязан предложить к заключению договор на оказание услуги по обращению с ТКО в отношении жилых домов (жилых помещений), расположенных в границах обслуживаемой территории и находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании плательщиков жилищно-коммунальных услуг, зарегистрированных и не зарегистрированных по месту жительства в данных жилых домах (жилых помещениях), при наличии технической возможности оказания услуг по вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов.
В соответствии со статьей 15 Закона и статьей 415 Гражданского кодекса Республики Беларусь, если одна из сторон (исполнитель или потребитель) , для которой заключение договора обязательно, уклоняется от заключения договора, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Обязанность внесения платы за жилищно-коммунальные услуги возникает у собственника жилых помещений со дня возникновения права собственности на эти помещения (пункт 4 Положения №571).
Учитывая, что установление нормативов образования ТКО входит в компетенцию местных исполнительных и распорядительных органов, они имеют право установления отдельного норматива образования ТКО для жилых домов, находящихся в сельской местности, в которых отсутствуют зарегистрированные (проживающие) граждане и которые используются в летний период в целях выращивания плодовых, ягодных, овощных, декоративных и иных сельскохозяйственных культур, создания условий для отдыха и досуга, удовлетворения иных потребностей.
Таким образом, платить за ТКО – обязанность каждого, но внесению платы предшествует заключение соответствующего договора.
Соблюдение обоими участниками процесса (граждане и организации ЖКХ) своих прав и обязанностей при организации вывоза, обезвреживания и переработки ТКО — залог чистоты и порядка на наших территориях!
Управление контроля отраслей хозяйства Комитета госконтроля Минской области.
Информацию читайте в № 249-252 от 23.08.2017 г.