Полгода назад начался капитальный ремонт мемориального комплекса «Хатынь». Объемы были запланированы большие: ремонт мемориалов и монумента, очистка скульптуры. Плюс благоустройство прилегающей территории и дороги. Но самое главное — строительство Музея памяти жертв белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Работы стартовали сразу после 9 мая — их ход под личный контроль взял председатель Минского облисполкома Александр Турчин. Сегодня он снова в «Хатыни»: близится зима, нужно посмотреть, какие работы уже выполнены, а что еще предстоит сделать. Ведь к марту комплекс должен предстать полностью обновленным — такую задачу перед руководством области поставил Глава государства, сообщает Минская правда.

Первое, что бросается в глаза, когда подъезжаешь к комплексу: фасад будущего музея практически готов. По крайней мере, «коробка» есть, наружные работы завершаются: прокладываются инженерные коммуникации, проводится отделка. Самое главное сейчас — сделать «начинку» музея.

К слову, губернатору показали варианты будущей внутренней отделки: в каждом из шести залов она будет серого цвета разных оттенков. Цель — создать ощущение нависающей тяжести.

— В одном из залов музея разместится скульптура юной 16-летней девушки, которую ведут на эшафот. Она станет символом всех невинно убитых белорусов, их несбывшихся надежд, — рассказал директор мемориального комплекса «Хатынь» Артур Зельский.

Во втором зале музея будут идти показы видеороликов. Как подчеркнул директор мемориального комплекса, это позволит с первых мгновений окунуть людей в историю страшной войны.

Продемонстрировали руководителю региона и эскизы будущих сувениров, которые можно будет приобрести в музее: магниты с изображением Каминского, значки, колокола, лампады, свечи.

— Меня немного смущает, насколько оправданно делать магниты с портретом Каминского? — поинтересовался Александр Турчин. — Это может быть только фигурка, которую можно поставить на полке, чтобы она напоминала о трагедии. На магните может быть фотография одного из залов музея. А те же свечи нужно сделать, чтобы они четко ассоциировались с «Хатынью». И подумайте, что еще можно сделать с государственной символикой и символикой Минской области.

Посетил руководить области также «Кладбище деревень», мемориал «Венец памяти».

— На «Кладбище деревень» работы выполнены на 90%, остается крепление самих надписей. И плюс благоустройство территории, — рассказал руководитель проекта ООО «Стройкомплекс» Александр Леоник.

К слову, в июне на территории комплекса было начато строительство деревянной Церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Святыню планировалось сделать точной копией храма Восшествия Девы Марии, что был построен в Хатыни еще в 1794 году. Меньше, чем за 5 месяцев, основные работы были завершены:

— Церковь готова на 90%. Еще остаются отделочные работы, — подчеркнул руководитель проекта.

Александр Турчин остался доволен ходом строительных работ:

— Здание музея готово, практически завершены работы на самом комплексе. Возможно, не всё успели, но погодные условия на это уже не повлияют. Остается одна из самых важных частей работы — внутреннее наполнение музея. Тут много мнений, мыслей, вариантов. Даже на примере фасада: рождался он в каких-то спорах, вариантах. И на мой взгляд, неплохо получилось.

Важно «закрыть» и более мелкие моменты, такие как изготовление сувенирной продукции:

— Мы должны к марту 2023 года подойти во всеоружии, чтобы музей полноценно заработал. У меня есть уверенность, что наполнение музея будет уникальным. Ни в нашей стране, ни на всем постсоветском пространстве такого не будет. Но то, что получилось внешне, уже впечатляет.

По словам руководителя области, музей должен оказывать на человека эмоциональное воздействие.

— В Беларуси много музеев, где представлены разные экспонаты, рассказывающие о событиях Великой Отечественной войны. Но с точки зрения эмоционального воздействия музей в Хатыни должен погрузить человека в те события. Поэтому такое внимание контрастности: смерть и продолжение жизни. Мы перешагнули через эти события, и жизнь идет дальше. На мой взгляд, с этими мыслями посетители музея и должны выходить. Трагедия была, она не должна повториться. Ведь самая главная ценность — жизнь.