Запуск производства легковых автомобилей стал яркой страницей в истории Беларуси — Лукашенко
Запуск в Беларуси мелкоузлового производства легковых автомобилей стал еще одной яркой страницей в истории страны. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил 17 ноября на торжественном открытии нового завода СЗАО «Белджи», которое состоялось в рамках его рабочей поездки в Минскую область, сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского лидера.
Запуск производства легковых автомобилей стал яркой страницей в истории Беларуси — Лукашенко
Запуск в Беларуси мелкоузлового производства легковых автомобилей стал еще одной яркой страницей в истории страны. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил 17 ноября на торжественном открытии нового завода СЗАО «Белджи», которое состоялось в рамках его рабочей поездки в Минскую область, сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского лидера.
По традиции глава государства прежде всего поинтересовался социально-экономическим развитием региона. Касаясь положения дел в Борисовском районе и самом Борисове, губернатор Минской области Анатолий Исаченко заметил, что больших проблем нет. По его словам, в городе ведется работа над проектированием и строительством моста, путепровода, объездной дороги и школы. Кроме того, намечена программа по развитию в районе сферы здравоохранения.
Президент обратил внимание и на необходимость благоустройства Жодино, в окрестностях которого расположены мощные производства. Глава государства поручил привести этот населенный пункт в порядок и вплотную заняться вопросами строительства жилья. «Уже как-то не очень смотрится этот городок даже на фоне районных центров, — заметил Александр Лукашенко. — Надо привести Жодино в порядок, это задача всем тем, кто будет работать на этой площадке, — от «Белджи» до БелАЗа».
Центральным событием рабочего визита главы государства стало открытие нового завода «Белджи». Президенту доложили об организационно-технологической структуре предприятия, его производственном и финансово-экономическом состоянии, а также перспективах развития.
Заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко проинформировал, что в 2017 году уровень локализации на заводе будет 31,08%. В частности, легковые автомобили комплектуются двигателями с КПП производства ООО «Борисовский завод «Джили», белорусскими и российскими аккумуляторами, на них стоят шины, изготовленные в ОАО «Белшина». В 2018 году запланировано выйти на уровень локализации 52,27%. Предполагается, что белорусского производства будут также передний и задний мосты, колесные диски, системы ABS и ESP, а также сиденья.
Александр Лукашенко подробно ознакомился с технологическими процессами производства, сварки, сборки и покраски автомобилей, их техническими характеристиками. После этого глава государства принял участие в церемонии открытия завода «Белджи» и пуске линии сборки отечественных легковых автомобилей GeelyAtlas NL-3. Участниками торжественного мероприятия также стали руководители государственных органов, крупнейших китайских компаний и белорусского предприятия.
Затем Президент пообщался с коллективом завода «Белджи». Глава государства заявил, что запуск в Беларуси производства легковых автомобилей был его мечтой. «Наши друзья откликнулись на мою просьбу и помогли создать этот прекрасный завод. Более того, еще и прокредитовали. Поэтому прежде всего я хочу сегодня сказать, что моя мечта сделать свой легковой автомобиль осуществилась», — сказал Александр Лукашенко.
Он подчеркнул, что за это необходимо поблагодарить руководство Китайской Народной Республики, в частности Председателя КНР Си Цзиньпина. «Совсем скоро мне представится такая возможность и я лично смогу его поблагодарить за то, что он, откликнувшись на мою просьбу, помог нам создать это производство», — отметил Президент.
По словам Александра Лукашенко, запуск завода — это только начало. «Как вы понимаете, произвести — не проблема, главное — продать. Рынок не просто насыщен, и конкуренты рыщут здесь по Беларуси и за ее пределами, пытаясь найти хоть маленькую нишу, чтобы продать свой товар. Конкуренция очень сильная. И сегодня правительству поручено разработать меры, которые позволят нам продавать хотя бы 60 тыс. автомобилей на внутреннем и внешнем рынках. Это небольшое количество, но 60 тыс. — прибыльная работа, хорошая заработная плата трудового коллектива», — сказал глава государства.
Президент сообщил, что импортные автомобили в государственных органах Беларуси будут постепенно заменяться на произведенные в стране машины Geely. «Я уже запретил по вертикали всем госслужащим покупать импортные автомобили. Мы уже несколько десятков закупили автомобилей Geely, и сейчас постепенно будет идти замена — от правительства до председателя райисполкома», — рассказал Александр Лукашенко.
Глава государства отметил, что и сами работники завода должны пересаживаться на произведенные ими автомобили. Это будет хорошим показателем качества продукции. «Кроме меня, ваше руководство вместе с представителями Китайской Народной Республики подумают, как простимулировать членов трудового коллектива, чтобы они перемещались на этом автомобиле. Когда вы произведете этот автомобиль, сядете в него и будете перемещаться, это будет самая большая реклама», — считает белорусский лидер.
По мнению Александра Лукашенко, гарантию на белорусские автомобили необходимо увеличить до 5 лет. «Мы уже четыре года предлагаем и 100 тыс. км пробега, надо пять лет. Надо пойти на это», — убежден он. Президент отметил, что уже предложил подумать над этим китайским партнерам и специалистам завода.
Не менее важный вопрос — сервисное обслуживание автомобилей. Правительству было дано поручение развивать сеть сервисных станций, которые давно уже функционируют в различных городах страны. «В каждом центре будет место для обслуживания белорусских автомобилей, чтобы человек мог свободно пройти техническое обслуживание и, если нужно, ремонт», — сказал глава государства.
Далее работники завода задали Александру Лукашенко волнующие их вопросы. В частности, у Президента поинтересовались, планируется ли предусмотреть меры стимулирования покупки населением отечественных легковых автомобилей. «Мы думаем, какие есть возможности, чтобы помочь купить этот автомобиль. Автомобиль в семье нужен. Поэтому нужно придумать, как вас поддержать. Думаю, мы найдем хорошие варианты. В ближайшее время документ выйдет», — ответил Александр Лукашенко. По его словам, прорабатываются различные варианты, в том числе продажа в кредит с отсрочкой платежа, лизинг.
Он подчеркнул, что государство заинтересовано в том, чтобы как можно больше белорусов покупали отечественные автомобили. «Но есть и другая цель — больше произвести. Мы же будем увеличивать мощность в два раза. Думаю, что 60 тыс. автомобилей мы продадим и пойдем на 120 тыс., — сказал глава государства. — Хочу, чтобы это предприятие было рентабельным. В противном случае получится игрушка, ваша и моя, на которую будем смотреть, радоваться и продавать 10 тыс. автомобилей в год, не имея дохода на этом предприятии». Для выхода на рентабельность необходимо реализовывать минимум 35 тыс. автомобилей в год.
Также Президент отметил необходимость создания на базе завода собственного конструкторского бюро. «Сейчас нам помогли специалисты, приехав из Швеции, из других стран. Но надо иметь своих людей. На первом этапе надо 10-13 человек иметь, которые свяжутся с нашими конструкторами с МАЗа, БелАЗа и будут потихоньку накапливать опыт, чтобы мы могли сами с нуля разрабатывать дизайн и создавать автомобили», — сказал Александр Лукашенко.
Работники завода спросили Президента и о том, планируется ли реконструировать трассу Минск-Борисов, так как, по их мнению, качество и пропускная способность дороги недостаточны. Автомобильный поток интенсивный из-за того, что некоторые жители Борисова и близлежащих населенных пунктов ездят на работу в Минск. Особенно загружена она в дни проведения крупных футбольных матчей, которые проходят на «Борисов-Арене». В ответ на это Александр Лукашенко сказал, что «Борисов-Арена» перестанет быть местом проведения игр белорусской сборной по футболу, когда в Минске будет построен Национальный стадион. «Мы с помощью наших китайских друзей — это, скорее всего, будет подарок Си Цзиньпина, председателя КНР, построим Национальный стадион Беларуси. Я просил Си Цзиньпина, своего друга, чтобы он построил его с китайским колоритом, чтобы все, не только белорусы, видели, что это образец дружбы с китайским народом. И сейчас идет выбор места», — рассказал глава государства.
Относительно реконструкции автодороги Минск-Борисов Президент сообщил, что она начнется не позднее 2020 года. «Это дорога моей молодости, если хотите. Я по ней много раз ездил, когда еще не было объездной от Минска до Борисова. Тогда меньше было транспорта, вполне достаточно ее было. Сегодня по ней проехал и думаю, что она уже слабовата. Но я быстро доехал, буквально за 20 минут. Знаю, что вам больше надо времени. И понял, что дорогу надо шлифануть», — отметил Александр Лукашенко.
По словам Президента, приблизительная стоимость работ составляет $150 млн. «Это большие деньги — считай, ползавода. К 2020 году или в 2020 году мы начнем приводить ее в порядок, чтобы пробок не было. Может быть, если деньги появятся, еще добавим полосу, чтобы она была широкой. Мне хочется эту дорогу привести в порядок. Потому что какой бы объездной дороги ни было, эта дорога нужна, она будет востребована всегда», — сказал глава государства.
Еще один вопрос, который коллектив «Белджи» задал Александру Лукашенко, касался занятости населения. Президент заверил, что государство и впредь продолжит помогать белорусам в трудоустройстве.
«Завод «Белджи» — это пример того, как государство способствует реализации вашего потенциала. Нигде, ни в одной стране мира правительство и особенно Президент (это, конечно, моя работа) не уделяют столько внимания трудоустройству граждан, как в Беларуси. Да, где-то создаются рабочие места, но принцип один: собирайся и езжай, не сено к корове, а корова к сену. А мы стараемся — вот Жодино приведем в порядок, поможем с жильем, создаем рабочие места. Я хочу, чтобы вы и ваши дети остались здесь. Это ваша земля, вы к ней привыкли. Это моя политика. Мы делаем все, чтобы были трудоустроены вы и ваши дети», — отметил Александр Лукашенко, обращаясь к работникам предприятия.
При этом он подчеркнул, что, насколько работа будет высокооплачиваемой, зависит от самого работника. «Чтобы получать хорошую зарплату, прежде всего нужно получить хорошее образование или иметь хорошие руки, тогда можно и без образования иметь хорошие деньги. Но не курить, не пить, без наркоты. И стремиться работать», — сказал Президент.
«Шел по конвейеру, смотрел на молодых ребят. Смотрю и вижу: этот человек пришел заработать. Он пришел и радуется, что у него такая чистая и аккуратная работа. У нас подавляющее большинство таких. И такие всегда будут иметь деньги, таким мы всегда будем помогать. Ну а тех, кто хочет туда-сюда мешковать, и без декрета №3 заставим работать», — заметил глава государства.
Он напомнил, что принято решение в ближайшие годы привести в порядок крупные белорусские города. «Начали мы с Орши. Это районный центр такой же, как Борисов, но только проблем там гораздо больше, потому что упустили в свое время. Мы взялись за эти города и приведем их в порядок», — заверил Президент.
Интерес у коллектива «Белджи» вызвали также впечатления Президента от финала Кубка Федерации в Минске, в котором белорусские теннисистки уступили команде из США. Александр Лукашенко сказал, что в целом доволен подготовкой белорусских теннисисток, но расстроен их проигрышем. «Вы зацепили еще не зажившую рану, чувство досады у меня еще сохраняется, потому что я понимаю, что мы могли выиграть, но не выиграли», — признался белорусский лидер.
«Мои эмоции очень сложные. Тем более, я в свое время играл в теннис и немного играю, разбираюсь в этой игре. Я вижу досадные ошибки, которые мы допустили, особенно в последней парной игре. Мы вполне могли победить», — считает Александр Лукашенко.
Он подчеркнул, что, несмотря на свой юный возраст, белорусские теннисистки показывают достойные результаты и могут противостоять лучшим спортсменкам мира. «То, что наши девчушки оказали достойное сопротивление, это благодаря тому духу, который у них есть. А мы, мужики, вообще ничто. Мы очень плохо играем и в теннис, и в футбол, и в хоккей тоже никак начали играть. Поэтому вся надежда на эти хрупкие девичьи плечи легла», — заметил глава государства.
Президент поблагодарил белорусок за то, что привезли в Минск финал Кубка Федерации и встряхнули настроение людей. «Прямо можем сказать, что все-таки они сыграли очень достойно», — сказал Александр Лукашенко.
Подводя итоги, глава государства поздравил коллектив завода со стартом производства и пожелал успехов в предстоящей работе. «Мы создали свой автомобиль, вписали в историю нашей страны еще одну яркую страницу», — заявил он.
После окончания торжественных мероприятий руководители китайских компаний подарили Александру Лукашенко электромобиль Geely, который пока не производится в Беларуси. Президент заверил, что обязательно протестирует машину, тем более ему есть с чем сравнить ее: ранее глава государства уже опробовал возможности электрокара Tesla.
Александр Лукашенко отметил, что еще лучшим подарком для него станет организация производства в Беларуси надежных электромобилей.
Белорусско-китайское СЗАО «БелДжи», выпускающее легковые автомобили под маркой Geely, было создано в 2011 году. В феврале 2013 года на предприятии был собран первый автомобиль. Акционерами «БелДжи» являются ОАО «БелАЗ» (52,49%), Zhejang Jirun Automobile Co. Ltd. (33,35%), СЗАО «Союзавтотехнологии» (6,47%), CITICC International Investment Limited (4,96%), ОАО «БАТЭ» (2,7%).
В 2015 году началось строительство завода мелкоузловой сборки комплектов автомобиля полного цикла. Новое предприятие разместилось между Борисовом и Жодино и заняло площадь около 120 га. Проектная мощность на первом этапе составит 60 тыс. машин в год, на втором этапе — 120 тыс.
На площадях СП планируются к производству по полному технологическому циклу кроссоверы GeelyAtlas NL3, NL4 и седан FE3. Все автомобили будут оснащены как механической, так и автоматической коробкой передач и соответствуют экологическому классу Евро-5.
Прогнозный объем производства в 2017 году составит около 1,8 тыс. единиц. С 2018 года прогнозируется рост производства и реализации. Предполагается, что объем производства в 2018-2019 годах составит 25 тыс. и 35 тыс. единиц соответственно.
БЕЛТА.