Сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения является одной из главных задач различных государственных служб и ведомств, а также государства в целом. Вместе с тем, время от времени мы читаем, слышим или сталкиваемся с шокирующими известиями о том, что ребенок совершил суицид.
Сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения является одной из главных задач различных государственных служб и ведомств, а также государства в целом. Вместе с тем, время от времени мы читаем, слышим или сталкиваемся с шокирующими известиями о том, что ребенок совершил суицид.
Большинство родителей избегают данной темы, полагая, что эта трагедия их семьи не коснется. Педагоги самоустраняются от проведения работы по снятию негативных эмоций у детей, не помогают разобраться им в чувствах и взаимоотношениях с окружающими, не обучают социальным навыкам и умениям преодоления стресса. Вместе с тем, проблема детской и подростковой смертности в результате суицидов в Минской области крайне актуальна. В 2014 году в результате самоубийства погибло 9 несовершеннолетних, в 2015 – 6. В 2016 году через повешенье совершили суицид 5 детей. Как правило, это дети из неблагополучных, неполных или многодетных семей.
Все чаще уходят из жизни подростки (15-17 лет), а также и совсем маленькие дети (9 лет). Поэтому, остро стоит вопрос: как взрослым своевременно диагностировать у детей суицидальное поведение, проявляющееся в виде фантазий, мыслей, представлений или действий, направленных на самоповреждение или самоуничтожение, мотивируемых явным или скрытым желанием умереть?
Признаки надвигающегося суицида сказываются на внешнем виде и поведении подростка, его оценке собственной жизни и взаимоотношениях с окружающими. У детей отмечаются нарушения аппетита, веса, сна, повседневной активности. Появляется скорбная мимика, склонность к нытью, причитаниям, безынициативность, они уходят от ответов на поставленные вопросы либо отвечают кратко, речь приобретает замедленный темп. Дети часто испытывают недомогания (боли в животе, головные боли, постоянная усталость, стреляющие боли в ногах или груди, ощущение комка в горле), невыносимую психологическую боль, которую хочется уменьшить любыми средствами. Они негативно и пессимистично оценивают свою прошлую и нынешнюю жизнь, у них отсутствуют планы на будущее, о чем могут свидетельствовать, в том числе, записки-завещания, рисунки с отражением жестокости к себе, передача любимых личных вещей, с которыми, казалось бы, никогда бы не расстались, третьим лицам. Они уходят из дома, прогуливают занятия в школе, отстраняются от друзей и семьи, проявляют склонность к неоправданно рискованным для жизни поступкам, погружаются в размышления о смерти, высказывают желания уйти из жизни.
Эмоциональные нарушения у детей также свидетельствуют о том, что ребенок попадает в группу суицидального риска. К таким нарушениям относятся: плачь без причины, агрессивность поведения, раздражительность, озлобленность, непослушание, печальное настроение, чувство беспомощности, бессилия, бесполезности, одиночества, уныния, угнетенности, что никто из окружающих не может помочь ему в борьбе с его переживаниями и болью, замкнутость, грубость, чувство ненависти к благополучию окружающих и др.
Проблемы у подростка могут возникнуть из-за разрыва отношений с любимым человеком, его смерти, измены либо неразделенного чувства. В подростковом возрасте дети серьезно относятся к первой любви, полагая, что это навсегда. Так, пятнадцатилетний подросток из-за неразделенного чувства влюбленности покончил жизнь самоубийством через повешенье, предварительно посредством сети «Вконтакте» направив сообщение своей несовершеннолетней знакомой, в котором просил у нее прощения и прощался с ней.
Сложная психологическая обстановка в семье, (скандалы между родителями в присутствии детей, их развод, ссоры детей с членами семьи) также провоцируют подростков на совершение суицида. Например, 15-летняя девочка совершила суицид после словесной ссоры с дедушкой.
Кроме того, двое из пяти детей, на момент совершения суицида были признаны находящимися в социально опасном положении. Однако несвоевременная организация работы по выявлению и устранению семейного неблагополучия, принятию мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, явилась условием произошедших трагедий с детьми. Так, 17-летний парень покончил жизнь самоубийством из-за нежелания учиться и посещать школу, поясняя тем, что хочет зарабатывать деньги.
В ряде случаев суицидом ребенок пытается изменить свое положение: привлечь или вернуть утраченное к себе и своим проблемам внимание, избавиться от переживаний, грозящих неприятностей, вызвать жалость, сочувствие и сострадание, добиться помощи и участия. Из-за страха наказания и нежелания извиниться он таким способом пытается избежать ответственности за свои поступки. Из чувства мести, злобы и протеста ребенок посредством суицида пытается настоять на своем, отомстить, сделать «назло», наказать своего обидчика, вызвав у него чувство вины или обратив на него возмущение окружающих, доставив ему серьезные неприятности. Подростки считают такой поступок героическим и представляют себе, как родные, близкие и друзья будут корить себя за его поступок.
Дети склонны избегать различных сложных жизненных ситуаций, которые причиняют им боль и суицид, по их мнению, это один из способов ухода от проблемы. Ребенок решается на самоубийство, когда чувствует себя действительно несчастным и ненужным.
Родителям, педагогам стоит обращать внимание на то, какие сайты посещает ребенок, какие книги он читает, какие передачи и фильмы смотрит по телевизору. Часто подростки могут найти информацию о том, как покончить жизнь самоубийством, в интернете. Дело в том, что подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает телевиденье и массовая литература. Особенно следует бить тревогу, если сверстники-друзья из окружения подростка совершили суицид или парасуицид (незавершенная суицидальная попытка), поскольку для несовершеннолетних характерна подражательность поведения.
Если же вами замечена склонность ребенка к самоубийству, следующие рекомендации помогут переломить ситуацию и спасти ему жизнь.
Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Преувеличение потенциальной угрозы не стоит ни в каком сравнении с тем, что ребенок может погибнуть из-за вашего бездействия.
Не оставляйте ребенка одного. Установите с ним физический контакт (возьмите за руки, положите свою руку ему на плечо и т.д.), дайте почувствовать, что вы рядом. Проявите терпение, внимательно выслушайте, дав ему возможность выговориться и выплеснуть из себя всю накопившуюся боль. Будьте внимательным слушателем. Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с ребенком, не спорьте и не ругайте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий.
Не бойтесь прямо спросить о том, думает ли ребенок о суициде. Если такой мысли не было, то он ответит прямо, что нет. Если же ребенок думал, то он будет рад, что нашелся человек, которому не безразличны его переживания и боль, что вы его понимаете. В последнем случае он непременно обсудит с вами все, что касается этой темы.
Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.
Обратитесь за помощью к специалистам (психологам и психиатрам), особенно если ребенок совершил парасуицид.
И конечно, родителям, педагогам следует постоянно помнить, что попытка суицида может повториться. Необходимо пересмотреть свое отношение к ребенку. Дети должны каждодневно чувствовать, что родители их любят, дорожат ими, что они смысл вашей жизни.
Е.СЕРНАЦКАЯ, прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Минской области, юрист 2 класса.