Осенняя погода очень изменчива и требует от водителей максимального внимания и дисциплинированности. Водителю необходимо помнить, что в условиях тумана, дождя, шквалистого ветра, на проезжей части возможно присутствие пешеходов, велосипедистов, диких животных и посторонних предметов (ветки деревьев, опавшая листва, вынос почвы и др.). Наряду с правильным выбором скорости, одним из главных факторов, влияющих на безопасность, является техническое состояние автомобиля.
Осенняя погода очень изменчива и требует от водителей максимального внимания и дисциплинированности. Водителю необходимо помнить, что в условиях тумана, дождя, шквалистого ветра, на проезжей части возможно присутствие пешеходов, велосипедистов, диких животных и посторонних предметов (ветки деревьев, опавшая листва, вынос почвы и др.). Наряду с правильным выбором скорости, одним из главных факторов, влияющих на безопасность, является техническое состояние автомобиля.
Водители со стажем согласятся с тем, что двигаясь на автомобиле по безупречному асфальтированному дорожному покрытию в условии дождя, вдруг можно уйти в занос, и еще хуже – попасть в ДТП. Вина этому аквапланирование.
Вместе с зарубежными специалистами рассмотрим почему.
Аквапланирование – это эффект, при котором покрышки автомобиля полностью теряют сцепление с дорожным покрытием из-за образовавшейся под ними водяной пленки. То есть, двигаясь на определенной скорости при въезде на поверхность, покрытую водой, образуется гидродинамический клин, который слегка отрывает колеса машины от дороги. Автомобиль становится максимально неуправляемым.
Не стоит путать такое явление со скольжением. Поведение машины и правильные действия водителя в этих ситуациях кардинально отличаются. Это является следствием того, что коэффициенты сцепления покрышек при скольжении и глиссировании (аквапланировании) заметно отличаются. Если принять за 1 движение по сухому асфальту, то уровень сцепления на снегу или грязи будет равен 0,5, а при аквапланинге он вообще равен 0.
Главная опасность состоит в том, что водитель практически беспомощен в такой ситуации. Пятно контакта шин с дорогой исчезает, поворот руля становится не только бесполезным, но даже вредоносным решением. Поэтому неправильные действия водителей (новичков) могут привести к развороту либо, что еще хуже, заносу с последующим вылетом на большой скорости на встречную полосу или в кювет.
Водяной клин, отрывающий колеса автомобиля от покрытия, может наступить при наличии нескольких ключевых факторов: критическая скорость, дорожное покрытие, рельеф протектора, давление воздуха в покрышках, изношенность амортизаторов.
Как видно, остаточная глубина протектора является одним из важных факторов. Износ шины с высотой протектора меньше 1,6 мм для легковых автомобилей можно смело называть «лысой». Шина, изношенная до глубины протектора 1 мм, сохраняет лишь 11% площади, задействованной при нормальных условиях. Попасть в аквапланирование на таких колесах можно даже на незначительной скорости, так как канавки протектора не будут успевать отводить воду из пятна контакта шины с дорогой. Из-за этого перед шиной образуется водяной вал, который сразу же преобразуется в «клин» и слегка приподнимает авто над землей (начинается аквапланирование автомобиля).
Госавтоинспекция Минской области обращается к водителям и призывает к повышенному вниманию при движении в складывающихся погодных условиях. На транспортных средствах необходимо установить шины, отвечающие требованиям ПДД. Не следует экономить на безопасности и ожидать 1 декабря для смены на «зимнюю» резину. Как показывает практика прошлых лет, заморозки и первый снег можно ожидать уже в октябре.
С целью напоминания водителям об опасности эксплуатации ТС на изношенных шинах, профилактики ДТП и минимизации негативных сезонных проявлений в конце сентября 2017 года ГАИ Минской области проводит акцию «Безопасные шины!».
Сотрудники ГАИ проведут широкую разъяснительную работу среди населения. При работе на линии обратят внимание на выполнение водителями требований главы 5 приложения 4 к ПДД (соответствие шин установленным требованиям) и привлечению нарушителей к административной ответственности. Проверкам подвергнутся транспортные средства как физических, так и юридических лиц (согласно статьи 18.12 части 3 КоАП Республики Беларусь, за использование шин с изношенным протектором водитель привлекается к ответственности в виде предупреждения или штрафа до 1 БВ. При повторном нарушении в течение года — от 2 до 5 БВ).
ГАИ также напоминает, что за нарушение правил перевозки детей водитель подвергается штрафу до 4 БВ. За повторность в течение года: от 2 до 8 БВ.
УГАИ УВД Миноблисполкома.