Каждый человек в своей жизни должен иметь определенное место, где он проводит свое личное время, не затраченное на дела и работу, где он может остаться наедине со своими мыслями или наоборот, побыть в кругу шумной, веселой компании. И это место называется дом, где каждый человек проводит самое приятное время своей жизни.
Многие говорят: «Мой дом — моя крепость». Подразумевается под этим высказыванием особенное значение своего места обитания и не просто относительно стороны проживания, а подчеркивая ее духовную значимость, свой личный храм, в котором сосредоточена частичка души человека или общей семьи.
Но бывают моменты, когда человек теряет свой дом, свою «крепость». Пожилые люди, особенно одинокие, часто становятся жертвами всевозможных афер, а если у них в собственности есть еще дом или квартира, то повышенный интерес мошенников им обеспечен. Даже когда есть близкие люди, которые могли бы помочь, подсказать, уберечь, но им самим нужно понимать, чего опасаться. Практика последнего десятилетия выделяет три самых распространенных способа завладения имуществом пожилых собственников жилья.
Первый — втереться в доверие к пожилым гражданам. Это наиболее распространенный прием преступников на переоформление жилья в свою пользу. Мошенники втираются в доверие, располагают к себе пожилых собственников, обещают им богатую и счастливую старость, а потом взамен просят подписать договор. Граждан заверяют, что их жилье останется в их полном владении, что оснований для беспокойства нет. Злоумышленники подсовывают договор купли-продажи, заранее ознакомив с иным договором, например, пожизненного содержания с иждивением или аренды, в большинстве случаев пострадавшие вообще не смотрят, что они подписывают, ведь они полностью доверяют обхаживающим их преступникам. После переоформления жилье продается, а новые собственники пожилых граждан выселяют. Закон предусматривает возможность оспаривания сделок, совершенных под влиянием обмана или заблуждения, но на практике только незначительная часть договоров признаются судами недействительными.
Второй — кража или подделка документов — еще один популярный способ завладения жильем стариков. Мошенники обхаживают пожилых собственников, заботятся о них, дружат и попутно выведывают информацию о наличии или отсутствии родственников, хороших знакомых, узнают место хранения документов. Под предлогом более тщательного ухода или оказания различных услуг пожилых граждан уговаривают подписать доверенности, потом они в действительности используются для переоформления жилья на мошенников. Помимо этого, применяются и более простые, и в то же время дерзкие схемы. Например, когда с похищенным паспортом пожилого собственника обращается подставное лицо, то об оформлении сделки по жилью пожилые люди могут узнать только через несколько лет, а то и вообще не спохватиться до самой смерти. Если подобная информация выяснится, то аннулировать сделку вполне реально, и есть высокие шансы положительного судебного разбирательства.
Третий — запугивание. Иногда используются бандитские приемы по овладению собственностью пенсионеров, связанные с ограничением свободы, а иногда и насильственным вывозом в удобное для преступников место, где под угрозами старики вынуждены подписывать договоры по отчуждению недвижимости. В таких случаях жертвы преступников данной категории, как правило, уже не возвращаются к себе в квартиры, а порой и безвестно исчезают. Характерной чертой последующих отношений являются долгие споры между новыми собственниками, которые уже успевают купить эти квартиры у мошенников, с дальними родственниками, претендующими на имущество.
Несмотря на все предостережения, которые публикуются в средствах массовой информации, пожилые граждане по-прежнему жестоко обманываются и в результате лишаются своего жилья. Безусловно, основная вина в таких ситуациях ложится на близких родственников пенсионера, которые не смогли обеспечить должный присмотр за ним и вовремя защитить от роковой ошибки. Но все мы прекрасно понимаем, что невозможно круглосуточно уследить за каждым шагом человека, и мошенники при большом желании могут подобраться к любому, даже самому опекаемому родственниками гражданину.
Поэтому надежнее всего защитить пожилого собственника правовыми средствами, а не усиленными мерами слежения и охраны.
Стопроцентную гарантию, что жилье пожилого человека не достанется мошенникам, дает прекращение у него права собственности на дом или квартиру. Как преступники присваивают себе жилье одиноких пожилых граждан? Это возможно только путем заключения сделки, которая позволяет передать жилье в собственность другого лица (дарение, купля-продажа, мена, рента или завещание). А поскольку не собственник передать право собственности никак не может, то любая сделка с жильем, даже если мошенникам удастся ее заключить, будет ничтожной и не повлечет никаких последствий для пенсионера.
Как пожилой человек может перейти в статус не собственника? Заключить сделку с близким родственником и оформить квартиру в его собственность, чаще всего в таких случаях прибегают к договору дарения.
Но пенсионер при этом имеет полное право опасаться, что его могут выселить из квартиры. Поэтому оптимальным здесь представляется договор пожизненного содержания с иждивением (ренты): собственность на квартиру переходит к родственнику, а за пенсионером остается гарантированное законом право пожизненно проживать в квартире и получать уход от нового собственника.
Еще один из способов – это установить запрет на регистрацию сделок с жильем без личного участия собственника. Конечно, этот способ не столь надежен, как первый, но не стоит им пренебрегать, особенно, если пожилой человек категорически отказывается переоформлять собственность на свое жилье. Закон позволяет сейчас всем собственникам включать в государственный реестр недвижимости специальную отметку о запрете совершать регистрацию сделок без их личного участия. При наличии такой отметки регистрация перехода собственности на жилье по сделке не будет произведена, если к нему обратился не сам собственник, а его представитель по доверенности. Так что мошенникам придется приводить самого пенсионера для оформления сделки, а в таком случае шансы на успешное завершение их аферы многократно снижаются.
Если у родственников есть основания полагать, что пожилой человек в силу преклонного возраста не может адекватно понимать происходящее и руководить своими действиями без посторонней помощи, в судебном порядке можно добиться признания его ограниченно дееспособным. Обязательно проводится судебно-психиатрическая экспертиза, по результатам которой судья оценивает степень психического здоровья человека. За ограниченным в дееспособности человеком сохраняются все права, но все серьезные сделки (в частности, с недвижимостью) он может совершать только с письменного согласия попечителя. Поэтому преступники не смогут заключить обманным путем сделку с таким человеком: без одобрения попечителем она все равно будет ничтожной. Дополнительный контроль осуществляют также органы опеки: они не позволят попечителю согласиться на сделку, которая влечет отчуждение имущества подопечного.
Вот и осталось подвести итоги наших размышлений относительно выражения «Мой дом – моя крепость», и на основе всех приведенных аргументов, можно с уверенностью сказать, что эти слова справедливы, когда человек действительно может считать свой дом самой непобедимой и неприступной крепостью. Защитите своих близких от мошенников!
Ольга Александровна ВАШКОВСКАЯ, заведующий отделением ГУ «Смолевичский территориальный центр социального обслуживания населения».