По-прежнему не теряют своей актуальности случаи хищения денежных средств со счетов банковских платежных карточек граждан. Жертвой мошенников может стать каждый, поэтому самое главное – не терять бдительность и придерживаться рекомендаций специалистов.
– Злоумышленники, используя телефонную коммуникацию и играя определенную роль (сотрудника банка, покупателя и т. д.), под разными предлогами выманивают у держателя платежной карты конфиденциальную информацию, в том числе, срок действия банковской платежной карточки, CVV-коды, паспортные данные, смс-коды, а также или стимулируют граждан к совершению определенных действий со своим карточным счетом / платежной картой с целью хищения денежных средств. В ряде случаев злоумышленникам известны некоторые реквизиты банковских платежных карточек, а также анкетные данные лиц, на имя которых они эмитированы, – рассказала помощник прокурора Смолевичского района Татьяна Карцева.
Так, в Смолевичский РОВД обратился гражданин П. с сообщением по факту хищения денежных средств с его банковской платежной карточки. В результате проведенной проверки установлено, что вышеуказанному гражданину посредством мессенджера «Вайбер» позвонил мужчина, представившейся сотрудником ОАО «АСБ Беларусбанк». «Сотрудник банка» начал говорить гражданину П. о попытке списания денежных средств с банковской платежной карточки последнего, при этом указывал его точные ФИО. Злоумышленник заверил гражданина о необходимости озвучивания данных банковской карточки, а также комбинации цифр, высланных потерпевшему посредством смс-сообщения. В последующем потерпевшему повторно совершен звонок уже другим «специалистом», которому он также назвал все данные своей банковской карточки, а также высланный ему код безопасности. В результате незаконных действий двух преступников потерпевшему нанесен ущерб в размере более 400 рублей.
– Во всех случаях злоумышленники совершают звонки посредством ip-телефонии и изменяют при этом номер мобильного телефона, который определяется мобильными устройствами связи потерпевших как номер того или иного банка, – пояснила Татьяна Анатольевна. – В случае поступления звонков от «сотрудника банка» первоначально следует уточнить его фамилию, номер телефона, после чего завершить разговор и самостоятельно обратиться в банк. Никогда не сообщать в телефонных разговорах, а также в общении посредством социальных сетей (ни членам семьи и близким родственникам, ни знакомым, ни должностным лицам банка) полный номер карточки, срок ее действия, код CVC-CVV, логин и пароль к интернет-банкингу, паспортные данные, кодовое слово (цифровой код) из смс-сообщений.
В случае, если «сотрудник банка» в разговоре сообщает, что с карточки происходят несанкционированные транзакции (например, заявки на оформление кредита), следует сообщить и настоять на том, что вы самостоятельно обратитесь в ближайший банк для уточнения информации. Если с картой действительно какие-то проблемы, то банк ее заблокирует сам. Так или иначе, все указанные вопросы необходимо решать в отделении банка, а не посредством мобильной связи.
Ни в коем случае не перечислять денежные средства на счета электронных кошельков, карт-счета банковских платежных карточек, счета СИМ-карт по просьбе «сотрудников банка».
Лидия СУДНИКОВИЧ.