Социальное явление, которое можно назвать футбольным фанатизмом, необходимо изучать с разных позиций: как общественное движение, как социальную группу и как носителей специфической субкультуры. Термин же «фан-движение» употребляется как при обозначении определенного общественного движения, например, поддерживающего какой-либо определенный футбольный клуб.
При обозначении общебелорусского фан-движения, объединяющего в себе всех фанатов, вне зависимости от того, какой клуб они поддерживают и в каких отношениях с фанатами других клубов находятся.
Социальное явление, которое можно назвать футбольным фанатизмом, необходимо изучать с разных позиций: как общественное движение, как социальную группу и как носителей специфической субкультуры. Термин же «фан-движение» употребляется как при обозначении определенного общественного движения, например, поддерживающего какой-либо определенный футбольный клуб.
При обозначении общебелорусского фан-движения, объединяющего в себе всех фанатов, вне зависимости от того, какой клуб они поддерживают и в каких отношениях с фанатами других клубов находятся.
Прежде всего, следует отметить, что было бы ошибкой считать футбольными фанатами только так называемые группы футбольных хулиганов. Футбольными фанатами принято называть ту часть футбольных болельщиков, которая придерживается определенной специфической субкультуры (нормы и ценности, специфические практики, символика и т.д.) и действует в соответствии с ней. Следовательно, фан-движение — это среда, в рамках которой воспроизводится специфическая субкультура.
Несмотря на то, что фан-движение в Беларуси по-прежнему остается территориально локализованным по сути лишь в областных центрах, однако в Минской области данное движение достаточно развито, и наиболее распространено в таких городах как Борисов, Солигорск, Слуцк, Молодечно, Жодино, Дзержинск, Узда и Несвиж. Однако подавляющее большинство фанатов не входят в фан-группы: они могут быть в курсе всех событий благодаря развитой системе коммуникаций (периодические СМИ фан-движений, интернет и т.д.), участвовать во всех коллективных практиках.
Из-за широкого освещения футбола телевидением и прессой, а также в результате постоянных контактов фан-групп из разных стран, произошло создание общемировой фанатской субкультуры. Беларусь практически не участвовала в процессе ее создания. Фан-движение в республике возникло в тот момент, когда эта субкультура уже существовала.
Фанатская субкультура принципиально оппозиционна по отношению к общей культуре общества, так как нацелена на создание собственного стиля жизни, но не конфликтна. Редкие конфликты, столкновение фанатов с милицией. Весь потенциал конфликта выплескивается внутри субкультуры, на другие фан-движения.
Если говорить о взаимоотношениях субкультуры футбольного фанатизма с другими субкультурами, например, музыкальными, то также заметна одна, вполне логичная закономерность. Субкультура футбольных фанатов оказалась вполне приемлемой для представителей целого ряда других субкультур: скинов, киноманов, панков и т.д. Как правило, это «агрессивные” субкультуры, представители которых предпочитают конфликтное существование с представителями других субкультур, с органами правопорядка и т.д. Такое объединение вполне логично, так как субкультура футбольных фанатов также агрессивна, поэтому представители других субкультур чувствуют себя в ней также или почти также комфортно, как и в собственной субкультуре.
Особая тема – футбольные фанаты и национализм. В истории довольно много примеров тому, что фанаты многих команд близки к крайнему национализму.
Павел БУТОР, заместитель начальника ООПП Смолевичского РОВД, майор милиции.
Информацию читайте в номере 227 – 228 от 30.09.2015 г.