Традиция выступления женского барабанного оркестра началась в начале
ХХ века, когда российским императором Николаем II были учреждены тамбурмажоры в
гусарских полках. (Тамбурмажор – главный полковой барабанщик в армии,
возглавляющий полковую команду барабанщиков и горнистов – авт.) Мажоретки
носили парадную гусарскую форму и участвовали во всех торжествах императорской
армии. После революции без участия женских барабанных оркестров не обходилась
ни одна демонстрация и ни один митинг. Постепенно связь мажореток с армией и
вовсе пропала, и женские барабанные ансамбли стали самостоятельными оркестрами.
Они усложняли свои выступления, появлялась сложная хореография, менялись
костюмы.
Традиция выступления женского барабанного оркестра началась в начале ХХ века, когда российским императором Николаем II были учреждены тамбурмажоры в гусарских полках. (Тамбурмажор – главный полковой барабанщик в армии, возглавляющий полковую команду барабанщиков и горнистов – авт.) Мажоретки носили парадную гусарскую форму и участвовали во всех торжествах императорской армии. После революции без участия женских барабанных оркестров не обходилась ни одна демонстрация и ни один митинг. Постепенно связь мажореток с армией и вовсе пропала, и женские барабанные ансамбли стали самостоятельными оркестрами. Они усложняли свои выступления, появлялась сложная хореография, менялись костюмы.
Такой оркестр существовал когда-то и в нашем городе, и я уверена, что его помнят многие. Будучи еще школьницей, я с завистью смотрела на выступление юных барабанщиц на центральной площади Смолевичей. Наверняка, не только я мечтала оказаться на их месте. В старом семейном альбоме создателя и руководителя женского барабанного ансамбля Николая Гавриловича Удовенко хранится очень много фотографий, на которых запечатлены выступления смолевичских мажореток. Листая страницы альбома, Николай Гаврилович и рассказал мне свою историю.
— Ансамбль барабанщиц был создан в середине семидесятых годов. К тому времени в городе на различных предприятиях и в школах уже существовало несколько духовых оркестров, которые я создал. Хотелось чего-то большего и зрелищного. Меня вызвал к себе в кабинет первый секретарь Смолевичского райкома КПБ Сергей Степанович Линг. Он попросил меня организовать в нашем городе ансамбль барабанщиц. Дал соответствующие распоряжения заместителю председателя райисполкома Михаилу Николаевичу Надеину. Вместе с ним мы поехали в Минск на центральный склад камвольного комбината. Там купили красную и белую ткань для костюмов барабанщиц и голубую для духового оркестра. Сорок шесть костюмов девочкам и тридцать четыре мальчикам шили в Смолевичском Доме быта. Я показал портным образцы рисунков и фотографий, по которым и изготавливались лекала. Со всех девочек сняли мерки и подогнали одежду так, что мои барабанщицы выглядели, как куколки просто. Купили в Минске армейские пуговицы, белые перчатки, там же по нашему заказу изготовили и фуражки. В Борисове заказали белые кожаные ремни на барабаны и пошили белые сапожки. Большой проблемой в то время было достать барабаны. Михаил Николаевич позвонил напрямую в город Тольятти и попросил помочь нам с инструментами. Сорок шесть барабанов, палочки к ним и пульты прислали на центральный склад в Минск. Было много желающих перехватить наши инструменты, но нам удалось их получить. Самодельный тамбуршток (специальный жезл, который использовался для отдания команд – авт.) украсили лентами и помпонами. Вот таким образом мы экипировали наш ансамбль. Сначала я сам прошел, так сказать, обучение у барабанщика из оперного театра, а затем уже стал обучать своих воспитанниц. Участниц отбирал по городским школам. Кастинг был не простой, не хотелось обижать девочек, конечно, но были определенные требования. Я старался отобрать будущих барабанщиц по внешним данным – одинакового роста и красивого телосложения, чтобы смотрелись хорошо. Несомненно, важно было и наличие слуха, чувства ритма и хорошей грудной диафрагмы. Многие из тех, кто не попал в ансамбль, тогда на меня обижались, но я не мог иначе. Первые репетиции проводили без барабанов, их я берег для выступлений. На промкомбинате мне вырезали аккуратные дощечки и барабанные палочки. Начинали с простейших ритмических рисунков, которые отбивали на досках. Затем нужно было все совместить с шагом. Учились сначала сидя. Это только кажется, на первый взгляд, что чеканить шаг и барабанить одновременно барабанщицам довольно легко. К тому же, выполнять это все синхронно и изящно. Были и слезы, и все, что угодно. Я помню одну свою воспитанницу – Валю Лашук. У нее, бедненькой, сначала ничего не получалось, плакала от обиды часто. Я и так ей помогал и эдак – не получается ничего. Тогда говорю: «Ты, дочушка, когда будешь дома кушать, попробуй вилочками по столу побарабанить». На следующий день она прибегает счастливая и кричит: «Николай Гаврилович, получилось!» А через некоторое время Валюша стала одной из лучших моих воспитанниц, даже ведущей у нас была.
Первый выход на публику ансамбля барабанщиц состоялся первого мая семьдесят пятого года. Дело в том, что я военный музыкант, и всегда привык накануне выступления проводить большую генеральную репетицию. Правда, в армии были ночные репетиции, а здесь не солдаты, а дети. И вот, накануне, вечером тридцатого апреля, для нас освободили центральную площадь города, я предварительно сделал разметки на асфальте для каждого оркестранта и барабанщиц. Людей, наблюдающих за нами со стороны, собралось не меньше, чем на выступление. Сам праздник получился очень зрелищным и торжественным. Для нашего города такое мероприятие было проведено впервые. Сводный духовой оркестр выступал совместно с ансамблем барабанщиц. Девушки, нарядно одетые в яркие парадные костюмы гусарских полков и хореографические элементы под барабанные ритмы выглядели поистине восхитительно! Столько народа на площади я еще не видел, все скамейки зрители переломали. Со своими барабанщицами мы объехали не только наш район. Мы выступали на различных площадках Советского Союза. Наш духовой оркестр и ансамбль барабанщиц в 1977 году стали обладателями диплома и Большой золотой медали Всесоюзного фестиваля художественного творчества, проходившего в городе Таллине – столице Эстонской ССР. Выступления проходили и в Киеве, даже встречали первого секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева во время его визита в БССР. Мы неоднократно защищали честь нашей республики и получали высшие награды, чем я очень горжусь.
Встретить бывшую воспитанницу и юную барабанщицу ансамбля Валечку Лашук не составило труда. Валентина Сергеевна Журомская – заведующая нотариальной конторы города Смолевичи. Она очень разволновалась, когда я сообщила ей о цели моего визита и показала фотографии.
— В ансамбль я пришла с самого первого момента его открытия, — рассказывает она. – Тогда училась в средней школе № 1. И о том, что была его участницей, ни разу не пожалела, до сих пор вспоминаю с трепетом. У меня не получалось ходить с тамбурштоком, да и не нравилось мне это занятие, чтобы идти первой в строю. Я хотела маршировать с барабаном. Ой, нам все девчата завидовали! У нас такая красивая гусарская форма была, перчатки и сапожки беленькие! Я помню сборы у деревни Станьково Дзержинского района. Там еще проходили сборы спортсменов-велосипедистов. Мы – старшеклассницы и красивые девчата, а они — молодые и сильные парни. Хотелось нам и погулять, конечно. Но Николай Гаврилович был тогда для нас и заботливым папой, и строгим педагогом одновременно. Контролировал каждый наш шаг, никуда от себя не отпускал. За свои барабаны и палочки мы головой отвечали, берегли их, как зеницу ока. Никогда не забуду наше выступление в Таллине. Это было в семьдесят седьмом году в июне месяце. Я даже на свой школьный выпускной бал не пошла. На выступлении маршировала на правом фланге, а мне на барабан бросали цветы. Я немного терялась от этого, думала, что они мне мешать будут, но одновременно и просто разрывало от чувства гордости. Нам подарили коробки конфет, а на крышках были напечатана фотография нашего ансамбля барабанщиц. Это было мое последнее выступление. После началась студенческая жизнь, и я ушла из ансамбля. Добрая и хорошая память… И со своим будущим мужем я познакомилась именно в ансамбле. Он у Николая Гавриловича играл на тромбоне в оркестре духовых инструментов. Кажется, что это было буквально вчера… Даже сейчас, окажись у меня в руках барабан, я бы смогла отбить все ритмические рисунки.
Оптимизму и энергии Николая Гавриловича может позавидовать любой молодой человек. Глядя на него, мне казалось, что если бы ученики приходили к нему на дом заниматься, то у него хватило бы и сейчас сил и профессионализма создать подобный ансамбль. Даже во время нашей беседы Николай Гаврилович отбивал двумя руками ритм прямо на журнальном столике, словно на барабане. Кроме старых фотографий, талантливый музыкант и руководитель бережно хранит дома и тамбуршток, и пожелтевшие от времени ноты. Но главное подтверждение всех его достижений – большое количество Почетных грамот самого различного уровня, от районного до всесоюзного и международного масштабов. Это память, с которой он не может расстаться. Память о том времени, когда, чеканя шаг под ритм и дробь барабанов, шагали его прекрасные мажоретки, синхронно демонстрируя свое мастерство и создавая прекрасное зрелище.
Наталья ЧАСОВИТИНА.
На снимке: выступления ансамбля барабанщиц.
Фото из семейного альбома Н.Г.Удовенко.
Информацию читайте в № 37-40 от 10.02.2016г.