Говорят, что сумасшедшая, на первый взгляд, идея загнать мотоцикл в пенные воды Тихого океана однажды пришла в головы группе мотогонщиков, которые проводили тренировки по кольцевому мотоспорту вблизи одного из пляжей Калифорнии. Нет, конечно же, обычному мотоциклу нечего было делать в океанских водах, поэтому мотоциклисты вместе с механиками стали разрабатывать принципиально новый вид транспорта – водоплавающий мотоцикл. Над этим изобретением конструкторы бились в течение семи лет. И, наконец, в марте 1970 года на воду был спущен первый в мире аквабайк. Так началась мировая история водно-моторного спорта, который в настоящее время активно развивается у нас в Беларуси. Этот вид спорта, объединяющий в себе аэродинамику, гидродинамику, корпусостроение и моторостроение, является одним из красивейших и гармоничных видов спорта.
Говорят, что сумасшедшая, на первый взгляд, идея загнать мотоцикл в пенные воды Тихого океана однажды пришла в головы группе мотогонщиков, которые проводили тренировки по кольцевому мотоспорту вблизи одного из пляжей Калифорнии. Нет, конечно же, обычному мотоциклу нечего было делать в океанских водах, поэтому мотоциклисты вместе с механиками стали разрабатывать принципиально новый вид транспорта – водоплавающий мотоцикл. Над этим изобретением конструкторы бились в течение семи лет. И, наконец, в марте 1970 года на воду был спущен первый в мире аквабайк. Так началась мировая история водно-моторного спорта, который в настоящее время активно развивается у нас в Беларуси. Этот вид спорта, объединяющий в себе аэродинамику, гидродинамику, корпусостроение и моторостроение, является одним из красивейших и гармоничных видов спорта.
В июле текущего года на территории Смолевичского водохранилища проходил открытый Кубок Республики Беларусь по водно-моторному спорту. И вот опять, в минувшие выходные лучшие мотогонщики из Беларуси, России и Украины собрались вместе, чтобы показать свои самые лучшие качества, покорить новые вершины спорта. На этот раз главная акватория нашего города принимала открытый чемпионат СНГ по водно-моторному спорту.
Соревнования проводились Организационной структурой города Минска и Минской области ДОСААФ совместно с ОО «Белорусская федерация водно-моторного спорта», при поддержке Смолевичского районного исполнительного комитета. Участниками стали около тридцати спортсменов на моторных лодках классов «PR-3», «PR-4» и «GT-30N».
Перед участниками соревнования и всеми присутствующими выступила заместитель начальника отдела образования, спорта и туризма райисполкома Ирина Михайловна Садовская и пожелала им успехов и удачи.
— В соревнованиях принимают участия представители Подмосковья, Санкт-Петербурга, два мотогонщика с Украины, ну и, конечно, из Беларуси, — рассказывает главный судья соревнований, судья национальной категории Андрей Викторович Головков. – Это третий с 2010 года Чемпионат СНГ. До этого были соревнования несколько ниже рангом – Кубки. В это раз сменился статус соревнований – это не Кубок СНГ, а Чемпионат. Надеюсь, что погода нас не подведет, и состязания пройдут успешно.
— Какой состав судейской коллегии?
— Главный судья соревнований, судья национальной категории Андрей Викторович Головков, заместитель главного судьи, председатель главной технической комиссии Анатолий Викторович Воробьев, главный тренер национальных команд по техническим и авиационным видам спорта Дмитрий Иванович Калмыков и главный секретарь соревнований Екатерина Федоровна Василенко.
Пока я разговаривала с главным судьей соревнований, в воду вошел трактор. Но не такой, какой приходилось видеть на полях сельхозпредприятий во время уборочной страды. Такой «чудо-техники» — водоплавающего трактора, я еще не видела. В чем «изюминка» этой машины? Это ее высокая, не сравнимая с другими аналогами проходимость. Машина, буквально «плавала» в воде. Конструктором этого агрегата является один из участников соревнований, создатель пневматической техники на эластичных колесах сверхнизкого давления – Виктор Викторович Радкевич, — главный конструктор ООО «Агромашресурс» города Минска. Именно его автомобили в 90-х годах прошлого столетия участвовали в экспедиции на Южный полюс. Мощная машина, за рулем которой сидел Виктор Викторович, перед стартом готовила площадку для спуска моторных лодок на воду.
— В этом году еще будут проводиться соревнования. Я не знаю что вам всем пожелать. Водителям желают «зеленой улицы», морякам – «семь футов под килем»….
— Сегодняшнее состязание практически завершает нынешний сезон. Осталась только одна «Ледяная гонка» в Санкт-Петербурге, которая будет проходить четвертого ноября. В ней будет принимать участие и наш экипаж. Пожелайте нам честной борьбы и чистой воды!
Перед началом стартов мне удалось выкроить минутку драгоценного времени у представителя школы по переподготовке специалистов ДОСААФ Сергея Сергеевича Витвицкого (старшего), который является командиром одного из экипажей.
— Соревнования по водно-моторному спорту в Беларуси проводятся довольно часто. В каких из них вы принимаете участие?
— В этом сезоне у нас прошло пять соревнований, и во всех мы участвовали. Это не считая международных, конечно.
— С таким графиком, Вы дома бываете? Не прогоняют «домашние»?
— Пора бы уже (смеется), но относятся с пониманием. Конечно, очень много времени отнимают не только соревнования, но и тренировки. За один сезон у нас очень много времени уходит на спортивные состязания.
— А ученики у Вас есть?
— Конечно. Татьяна Черная — моя ученица и родная племянница. Я очень горжусь ее результатами. Она очень быстро влилась в нашу команду. Не каждый мужчина так быстро разберется во всех тонкостях и сложностях нашей работы, а она смогла, причем на достойном уровне. Татьяна – серебряный призер чемпионата города Минска и Минской области и бронзовый призер Чемпионата республики. Я являюсь тренером экипажа, в котором кроме Татьяны, занимается мой сын – Сергей Сергеевич Витвицкий — младший.
— Я видела сейчас, как Татьяна села в мотолодку и быстро «рванула» от берега. Я не знаю, какая бы сила заставила меня повторить то же самое. С мужчинами понятно, но женщины…
— Не переживайте, на воде мягче, чем на дороге (смеется). Это драйв! Татьяна водит машину не один год, а в водно-моторном спорте она проявляет себя полностью.
— Легко ли стать гонщиком? Какие качества для этого нужны?
— Все зависит, конечно, от уровня. Если вы хотите связать себя с этим видом спорта, как любитель, то это просто выброс адреналина. Профессионал должен любить технику, чувствовать себя специалистом в этой области. К сожалению, у нас, как говорят, «сам крутишь и сам ездишь». Во многих странах, где водно-моторному спорту уделяется большее внимание, за состоянием судна следят пилоты и механики.
Через несколько минут был дан старт, и мощные мотолодки помчались по водной глади. Погода на этот раз не подвела спортсменов, и состязания прошли успешно.
По итогам соревнований победителями и призерами стали: в классе «GT-30N»: I место – Александр Радько (Беларусь), II место — Дмитрий Лавниковский (Беларусь), III место — Михаил Войтюк (Беларусь); в классе «PR –3»: I место — Герман Сафонов (Россия), II место – Михаил Войтюк (Беларусь), III место – Андрей Матусевич (Украина); в классе «PR – 4»: I место – Георгий Казимов (Россия), II место – Антон Нестеренко (Россия), III место – Алексей Василенко (Россия); в классе «PR» (до 200 л/с): I место — Дарья Куц (Россия), II место – Александр Красноперец (Россия), III место – Остап Черненко (Украина).
Водно-моторный спорт — спорт мужественых и отважных. Он пропагандирует здоровый образ жизни и высокое физическое мастерство, стремление к победе и патриотизм. Сезон окончен, но мы надеемся, что в следующем году акватория Смолевичского водохранилища будет снова принимать лучших спортсменов в этом виде спорта.
Наталья МЕХЕДКО.
На снимке: «Чудо-техника» В.В.Радкевича.
Фото автора.
Подробную информацию читайте в номере 233 – 236 от 05.10.2013 г.