Говорят, что сумасшедшая, на первый взгляд, идея загнать мотоцикл в пенные воды Тихого океана однажды пришла в головы группе мотогонщиков, которые проводили тренировки по кольцевому мотоспорту вблизи одного из пляжей Калифорнии. Нет, конечно же, обычному мотоциклу нечего было делать в океанских водах, поэтому мотоциклисты вместе с механиками стали разрабатывать принципиально новый вид транспорта – водоплавающий мотоцикл. Над этим изобретением конструкторы бились в течение семи лет. И, наконец, в марте 1970 года на воду был спущен первый в мире аквабайк. Так началась мировая история водно-моторного спорта, который в настоящее время активно развивается у нас в Беларуси. Этот вид спорта, объединяющий в себе аэродинамику, гидродинамику, корпусостроение и моторостроение, является одним из красивейших и гармоничных видов спорта.

Говорят, что сумасшедшая, на первый взгляд, идея загнать мотоцикл в пенные воды Тихого океана однажды пришла в головы группе мотогонщиков, которые проводили тренировки по кольцевому мотоспорту вблизи одного из пляжей Калифорнии. Нет, конечно же, обычному мотоциклу нечего было делать в океанских водах, поэтому мотоциклисты вместе с механиками стали разрабатывать принципиально новый вид транспорта – водоплавающий мотоцикл. Над этим изобретением конструкторы бились в течение семи лет. И, наконец, в марте 1970 года на воду был спущен первый в мире аквабайк. Так началась мировая история водно-моторного спорта, который в настоящее время активно развивается у нас в Беларуси. Этот вид спорта, объединяющий в себе аэродинамику, гидродинамику, корпусостроение и моторостроение, является одним из красивейших и гармоничных видов спорта.

В июле текущего года на территории Смолевичского водохранилища проходил открытый Кубок Республики Беларусь по водно-моторному спорту. И вот опять, в минувшие выходные лучшие мотогонщики из Беларуси, России и Украины  собрались вместе, чтобы показать свои самые лучшие качества, покорить новые вершины спорта. На этот раз главная акватория нашего города принимала открытый чемпионат СНГ по водно-моторному спорту.

Соревнования проводились Организационной структурой города Минска и Минской области ДОСААФ совместно с ОО «Белорусская федерация водно-моторного спорта», при поддержке Смолевичского районного исполнительного комитета.  Участниками стали около тридцати спортсменов на моторных лодках классов «PR-3», «PR-4»  и «GT-30N».

Перед участниками соревнования и всеми присутствующими выступила заместитель начальника отдела образования, спорта и туризма райисполкома Ирина Михайловна Садовская и пожелала им успехов и удачи.

— В соревнованиях принимают участия представители Подмосковья, Санкт-Петербурга, два мотогонщика с Украины, ну и, конечно, из Беларуси, — рассказывает главный судья соревнований, судья национальной категории Андрей Викторович Головков. – Это третий с 2010 года Чемпионат СНГ. До этого были соревнования несколько ниже рангом – Кубки. В это раз сменился статус соревнований – это не Кубок СНГ, а Чемпионат. Надеюсь, что погода нас не подведет, и состязания пройдут успешно.

 — Какой состав судейской коллегии?

 — Главный судья соревнований, судья национальной категории Андрей Викторович Головков, заместитель главного судьи, председатель главной технической комиссии Анатолий Викторович Воробьев, главный тренер национальных команд по техническим и  авиационным видам спорта Дмитрий Иванович Калмыков и главный секретарь соревнований Екатерина Федоровна Василенко.

Пока я разговаривала с главным судьей соревнований, в воду вошел трактор. Но не такой, какой приходилось видеть на полях сельхозпредприятий во время уборочной страды. Такой «чудо-техники» — водоплавающего трактора, я еще не видела. В чем «изюминка» этой машины? Это ее высокая, не сравнимая с другими аналогами проходимость. Машина, буквально «плавала» в воде. Конструктором этого агрегата является один из участников соревнований, создатель пневматической техники на эластичных колесах сверхнизкого давления – Виктор Викторович Радкевич, — главный конструктор ООО «Агромашресурс» города Минска.  Именно его автомобили в 90-х годах прошлого столетия участвовали в экспедиции на Южный полюс. Мощная машина, за рулем которой сидел Виктор Викторович, перед стартом готовила площадку для спуска моторных лодок на воду.

—  В этом году еще будут  проводиться соревнования. Я не знаю что вам всем пожелать. Водителям желают «зеленой улицы», морякам – «семь футов под килем»….

 — Сегодняшнее состязание практически завершает нынешний сезон. Осталась только одна «Ледяная гонка» в Санкт-Петербурге, которая будет проходить четвертого ноября. В ней будет принимать участие и наш экипаж. Пожелайте нам честной борьбы и чистой воды!

Перед началом стартов мне удалось выкроить минутку драгоценного времени у представителя школы по переподготовке специалистов ДОСААФ Сергея Сергеевича Витвицкого (старшего), который является командиром одного из экипажей.

 — Соревнования по водно-моторному спорту в Беларуси проводятся довольно часто. В каких из них вы принимаете участие?

—  В этом сезоне у нас прошло пять соревнований, и во всех мы участвовали. Это не считая международных, конечно.

 — С таким графиком, Вы дома бываете? Не прогоняют «домашние»?

 — Пора бы уже (смеется), но относятся с пониманием. Конечно, очень много времени отнимают не только соревнования, но и тренировки. За один сезон у нас очень много времени уходит на спортивные состязания.

 — А ученики у Вас есть?

 — Конечно. Татьяна Черная — моя ученица и родная племянница. Я очень горжусь ее результатами. Она очень быстро влилась в нашу команду. Не каждый мужчина так быстро разберется во всех тонкостях и сложностях нашей работы, а она смогла, причем на достойном уровне. Татьяна  – серебряный призер чемпионата города Минска и Минской области и бронзовый призер Чемпионата республики. Я являюсь тренером экипажа, в котором кроме Татьяны, занимается мой сын – Сергей Сергеевич Витвицкий — младший.

— Я видела сейчас, как Татьяна села в мотолодку и быстро «рванула» от берега. Я не знаю, какая бы сила заставила меня повторить то же самое. С мужчинами понятно, но женщины…

 — Не переживайте, на воде мягче, чем на дороге (смеется). Это драйв! Татьяна водит машину не один год, а в водно-моторном спорте она проявляет себя полностью.

— Легко ли стать гонщиком? Какие качества для этого нужны?

 — Все зависит, конечно, от уровня. Если вы хотите связать себя с этим видом спорта, как любитель, то это просто выброс адреналина. Профессионал должен любить технику, чувствовать себя специалистом в этой области.   К сожалению, у нас, как говорят, «сам крутишь и сам ездишь». Во многих странах, где водно-моторному спорту уделяется большее внимание, за состоянием судна следят пилоты и механики.

Через несколько минут был дан старт, и мощные мотолодки помчались по водной глади. Погода на этот раз не подвела спортсменов, и состязания прошли успешно.

По итогам соревнований победителями  и призерами стали: в классе «GT-30N»: I место –  Александр Радько (Беларусь), II место —  Дмитрий Лавниковский (Беларусь), III место — Михаил Войтюк (Беларусь);  в классе «PR –3»: I место —  Герман Сафонов (Россия), II место – Михаил Войтюк (Беларусь), III место – Андрей Матусевич (Украина); в классе «PR – 4»: I место – Георгий Казимов (Россия), II место – Антон Нестеренко (Россия), III место – Алексей Василенко (Россия); в классе «PR» (до 200 л/с): I место —  Дарья Куц (Россия), II место   – Александр Красноперец (Россия), III место – Остап Черненко (Украина).

Водно-моторный спорт — спорт мужественых и отважных. Он пропагандирует здоровый образ жизни и высокое физическое мастерство, стремление к победе и патриотизм. Сезон окончен, но мы надеемся, что в следующем году акватория Смолевичского водохранилища будет снова принимать лучших спортсменов в этом виде спорта.

Наталья МЕХЕДКО.

На снимке: «Чудо-техника» В.В.Радкевича.

Фото автора.

Подробную информацию читайте в номере 233 – 236  от 05.10.2013 г.