ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ ОЛЬГИ МАЦУЛЬКО – НАСТОЯЩЕЕ СОЛОМЕННОЕ ЧУДО

 

Работы мастера по соломоплетению районного Центра ремесел города Смолевичи Ольги Мацулько (на снимке)  – стилизованные головные уборы из соломки — бесспорно можно назвать настоящими произведениями искусства. Благодаря ее таланту, опыту других мастеров, которые также занимаются плетением головных уборов, соломенные шляпки находят свое место и в гардеробе наших современниц. Декоративные головные женские уборы из соломки  сегодня стали  также неотъемлемыми элементами сценических фольклорных костюмов, коллекций модной одежды. Их прототипом когда-то были девичьи венки из цветов, женские народные головные уборы из полотна, которые украшались композициями из искусственных и живых цветов, перьев.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ ОЛЬГИ МАЦУЛЬКО – НАСТОЯЩЕЕ СОЛОМЕННОЕ ЧУДО

 

Работы мастера по соломоплетению районного Центра ремесел города Смолевичи Ольги Мацулько (на снимке)  – стилизованные головные уборы из соломки — бесспорно можно назвать настоящими произведениями искусства. Благодаря ее таланту, опыту других мастеров, которые также занимаются плетением головных уборов, соломенные шляпки находят свое место и в гардеробе наших современниц. Декоративные головные женские уборы из соломки  сегодня стали  также неотъемлемыми элементами сценических фольклорных костюмов, коллекций модной одежды. Их прототипом когда-то были девичьи венки из цветов, женские народные головные уборы из полотна, которые украшались композициями из искусственных и живых цветов, перьев.

Сегодня талантливые творения мастера  известны далеко за пределами района. Головные уборы из соломки, сотворенные Ольгой, украшают сценические костюмы Белорусского государственного хореографического ансамбля «Хорошки». А еще молодой мастер сплела из соломки ряд головных уборов для сопровождения Президента. Соломенные головные уборы пользуются спросом как у местных  художественных коллективов, так и у артистов из области. Кроме того,  ее работы находятся в частных коллекциях многих стран мира и Беларуси.

Своим трудом, талантом Ольга,  наравне с  другими мастерами, сегодня возрождает традиции белорусского соломоплетения, давая возможность нам прикоснуться к прекрасному, узнать таинства этого ремесла. Ведь сказать, что судьба белорусского соломоплетения складывалась все время счастливо, конечно, нельзя. Она знала периоды расцвета и упадка. Белорусское соломоплетение может гордиться периодами своего наивысшего взлета в конце ХVIII- начале XIX веков. В это время белорусскими мастерами были созданы  уникальные в истории искусства соломенные Царские врата. До наших дней сохранилось трое Царских врат, двое из них хранятся в Музее белорусского народного искусства деревни Раубичи под Минском, одни — в Гродненском историко-археологическом музее. Предполагается, что соломенное оформление имели целые иконостасы в униатских церквях. Обо всем этом Ольга  рассказывает с интересом и увлечением. Она хорошо знакома с традициями, праздниками, обрядами, историей белорусского народа .

— Упадок в соломоплетении, после взлета в XVIII- начале XIX-го веков, начался с середины XIX века. С этого времени начало уменьшаться и изготовление элементов одежды из соломки, — рассказывает Ольга. — Самыми распространенными из них были соломенные шляпы. Соломенная шляпа была обязательной частью народного летнего мужского костюма. Постепенно сельские жители стали отдавать предпочтение головным уборам фабричного производства, а шляпы продолжали носить для защиты от солнца во время работ в поле или когда пасли скот. В Европе  соломенные шляпки, украшенные лентами и цветами, носили горожанки среднего и высшего сословий. А вообще — из соломки можно сделать картузы, кепки, шляпы, шапочки, венки. Но мне, конечно, больше всего нравится делать не шляпы, а венки.

Как признается Ольга, труднее всего выполнить эскиз головного убора. Обычно первый раз редко получается то, что ожидаешь,  все время что-то добавляешь, убираешь, доделываешь. Когда Ольга готовила головные уборы для «Хорошек», то эскизы разрабатывала почти целый год. Ведь головной убор нужно сделать для конкретной девушки, чтобы он подходил ей, отражал ее внутренний мир, гармонично передавал концепцию всего костюма. Ольге приходилось работать с художниками ансамбля Юрием Пискуном и Алексеем Гаевым. Они делали эскиз всего костюма, рисовали все в цвете. Потом отдельно разрабатывали каждый элемент. Из бумаги создавали форму. Конкретно ставили задачу, говорили, что и каким должно быть, что они хотят увидеть. А Ольге по крупицам приходилась воплощать их идеи в жизнь, буквально прилагать  цветочек к цветочку, создавать цельный головной убор. Чтобы и цвет, и форма, и размер – все совпадало, сочеталось, гармонировало. Нередко Ольге приходилось буквально отвоевывать задуманное, убеждать, что так, а не иначе, будет лучше всего. Ее замечания учитывались, к ее пожеланиям прислушивались. И в итоге получились такие чудесные головные уборы, что гордостью проникаешься, когда видишь их на участницах ансамбля. Вот уже почти четыре года, как были созданы головные уборы для ансамбля, и они до сих пор находятся в целости и сохранности. Настолько качественна, кропотлива, уникальна и тонка ручная работа мастера.

Когда-то Ольга и не думала, что свяжет свое будущее с соломкой. А сегодня без нее она не представляет своей жизни. Этот природный «живой» материал всегда вместе с ней. Ни дня не проходит, чтобы Ольга не взяла в руки соломку. Кропотливый процесс соломоплетения, требующий неимоверной усидчивости, доставляет Ольге огромное удовольствие, позволяя уйти от обыденности и на время забыть про ежедневные хлопоты. Работы Ольги дома не задерживаются, они постоянно расходятся, делаются для кого-то. Поэтому солому заготавливают всей семьей, так как для работ Ольги соломы требуется огромное количество. На один головной убор в среднем уходит один сноп этого природного материала.

А вообще из соломки Ольга может сделать буквально все, что душа пожелает. Это  — соломенные куклы, пауки, цветы, даже современные аксессуары для мобильных телефонов, сумочки — все подвластно талантливым рукам. Как признается Ольга,  все новое, необычное – ей хочется сделать. А чем труднее будет процесс воплощения задуманного в жизнь, тем лучше.

Сегодня Ольга заканчивает Белорусский государственный университет культуры и искусств.  Даст Бог, придет к нам в город на работу, и копилка талантов Смолевичей пополнится еще одним удивительным дарованием. Ведь задумок и планов у молодого мастера Ольги Мацулько великое множество. Всех ее секретов мы раскрывать не будем, она как талантливый мастер обязательно еще проявит себя. И смолевичане не раз услышат о ней  и  о золотых соломенных чудесах, сделанных ее руками.

Наталья ТЫШКОВСКАЯ.

 НА СНИМКЕ: Ольга Мацулько в головном уборе, сделанном своими руками.

Фото автора.

Информацию читайте в номере 17 – 18  от 26.01.2011 г.