Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья людей. Это совокупность профилактических мер, ориентированных на предотвращение заболеваний, укрепление всех систем организма и улучшение общего самочувствия человека.
Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья людей. Это совокупность профилактических мер, ориентированных на предотвращение заболеваний, укрепление всех систем организма и улучшение общего самочувствия человека.
Воспитать ребенка здоровым — это значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни, основными компонентами которого являются рациональный режим дня, систематические физкультурные занятия, использование эффективной системы закаливания, правильное питание, благоприятная обстановка в семье.
Семья и детские дошкольные учреждения должны обращать серьезное внимание на организацию времени бодрствования и сна ребенка. Хороший отдых, а затем неукоснительное выполнение распорядка дня избавляют дошкольника от головных болей, вялости, постоянного чувства усталости.
Правильно организованный режим дня — это обеспечение достаточного по продолжительности сна со строго установленным временем подъема и отхода ко сну, регулярный прием пищи, выделенное время для отдыха на открытом воздухе до 4 часов в день.
Всякий лишний час, проведенный на воздухе, очень полезен для здоровья ребенка, особенно — ослабленного и перенесшего заболевание.
Важнейшим залогом формирования здорового организма является правильное питание. В дошкольном возрасте в связи с усилением энергетического обмена потребность в пищевых веществах увеличивается, это обусловливает необходимость увеличение в рационе таких продуктов, как мясо, рыба и крупы, и постепенное снижения потребления молока. Ни в коем случае ребенку нельзя давать много сладостей и сладких напитков, особенно в промежутках между едой. Вместо этого предложите дошкольнику выпить полстакана яблочного или морковного сока. Хочется напомнить, что детский организм в большом количестве выделяет влагу, поэтому важно соблюдать и питьевой режим: ребенку необходимы 1 -1,3 л жидкости в сутки.
Для здоровья важны правильно подобранные и сбалансированные блюда. Например, если первое блюдо овощное, то гарнир второго блюда может состоять из круп или макарон. На завтрак — каши, омлет, блюда из творога, чай с молоком, хлеб с маслом, сыром. Обед — овощной салат, мясной, куриный или рыбный бульон с овощами, крупами, второе блюдо из мяса, птицы или рыбы с гарниром и десерт в виде компота, киселя из свежих фруктов или ягод. В полдник можно предложить печенье, булочку, стакан молока, кефира или простокваши, фрукты. На ужин лучше употреблять овощные или крупяные блюда.
Питание ребенка должно быть разнообразным, но не избыточным, с достаточным количеством фруктов и овощей.
Для повышения защитных сил организма необходимо проводить систематические физ- культурные занятия, используя эффективные системы закаливания.
Закаливание — мощное оздоровительное средство, оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохраняя высокую работоспособность.
Здесь очень важны систематичность, непрерывность, последовательность и постепенность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Закаливание может проводиться с помощью окружающего воздуха. Следует с самого раннего возраста приучать детей спать при открытой форточке. Одевать ребенка нужно по погоде: осенью и зимой одежда должна быть достаточно теплой, но не тяжелой, летом лучше носить одежду из льняных и хлопчатобумажных тканей.
Ходьба босиком — замечательное закаливающее средство. Хождение босиком испокон веков использовалось для профилактики и лечения многих заболеваний. Современная наука подтверждает пользу босохождения. Установлено, что на стопе человека при хождении босиком включаются в работу 72 тысячи нервных окончаний, которые связаны с различными органами и системами организма. Благодаря физическому воздействию на стопу, идет стимулирование этих систем и органов человека.
Приучать детей ходить босиком в помещении нужно при температуре 18-20 градусов тепла. Например, в течение 4-5 дней детей можно приучать идти к постели в носочках, затем без них. Можно приучать детей к хождению босиком во время утренней гимнастики, физкультурного занятия, сначала по 3-5 минут, затем постепенно добавляя по 1 минуте в день, доводя общее время до 15-20 минут. После хождения босиком стопы нужно помыть теплой водой (37 градусов). Летом можно использовать хождение босиком по песку, камушкам, траве, росе и т.д.
Хорошее закаливающее и общеукрепляющее средство — при соблюдении правил выполнения — солнечные ванны. Многие бактерии и вирусы под воздействием прямых солнечных лучей погибают. Но надо помнить, что воздействие солнечной радиации полезно только при умеренных ее дозах, так как можно получить ожоги, тепловые и солнечные удары.
Более сильным, чем воздух, закаливающим средством является вода. Все методы водного закаливания делятся на общие (обтирания, обливания, души, купания) и местные (умывание, мытье рук и ног, игры с водой).
Достаточно эффективными могут быть простейшие способы закаливания при помощи воды: обмывание стоп и голеней при постепенном снижении температуры воды (до 0,5-1 мин), а также полоскание горла сначала теплой, затем прохладной водой. Хороший способ закаливания — контрастное обливание ног: сначала холодной водой — 24-25 градусов, затем теплой — 36 градусов, и потом вновь холодной; применение контрастного душа. Последняя закаливающая процедура требует специальной подготовки детей.
Наиболее сильным закаливающим и оздоравливающим средством является купание в водоеме. Для здорового ребенка оно допустимо при температуре воздуха 25-28 градусов тепла и температуре воды не менее 22 градусов тепла.
Все закаливающие процедуры — воздушные, водные или солнечные — весьма сильное средство воздействия на детский организм.
Солнце, воздух и вода, тепло и холод могут и должны быть друзьями ребенка с первых дней его жизни. Задача родителей — в союзе с медиками и педагогами сделать все возможное, чтобы закаливание стало обязательным компонентом здорового образа жизни наших детей.
З.И.ГОВОРУШКО, старшая медсестра ГУО «Ясли-сад №5 г. Смолевичи».
Информацию читайте в номере 279 – 282 от 3.12.2011 г.