ПО ГЛАВНОЙ УЛИЦЕ С ОРКЕСТРОМ 

В последние десятилетия духовой оркестр можно услышать в основном на
концертах. Мы привыкаем в повседневной жизни к другой музыке, доносящейся до
нас из самых различных радиостанций. Сегодня молодежь на дискотеках танцует под
ритмичную музыку, обработанную всевозможной суперсовременной техникой. Более
старшему поколению этого не понять, да и дискотек раньше не было – были танцы.
Вечерами люди собирались на танцплощадках или в клубах. Танцевали под духовой
оркестр, вокально-инструментальные ансамбли, пластинки, кассетный и «бабинный» магнитофон… Танцы под оркестровое
сопровождение, лично я, уже не помню, а вот ВИА, пластинки и магнитофоны в моей
юности были еще популярны. И не единожды приходилось видеть и слышать, как на
центральной площади города на всех праздниках играл духовой оркестр.

 

ПО ГЛАВНОЙ УЛИЦЕ С ОРКЕСТРОМ 

 

В последние десятилетия духовой оркестр можно услышать в основном на концертах. Мы привыкаем в повседневной жизни к другой музыке, доносящейся до нас из самых различных радиостанций. Сегодня молодежь на дискотеках танцует под ритмичную музыку, обработанную всевозможной суперсовременной техникой. Более старшему поколению этого не понять, да и дискотек раньше не было – были танцы. Вечерами люди собирались на танцплощадках или в клубах. Танцевали под духовой оркестр, вокально-инструментальные ансамбли, пластинки, кассетный и «бабинный» магнитофон… Танцы под оркестровое сопровождение, лично я, уже не помню, а вот ВИА, пластинки и магнитофоны в моей юности были еще популярны. И не единожды приходилось видеть и слышать, как на центральной площади города на всех праздниках играл духовой оркестр.

Он стал активно популяризироваться в Смолевичах в конце пятидесятых годов, когда сюда приехал Николай Гаврилович Удовенко. После службы в армии, которую он проходил в Минске, молодой краснодарский паренек стал основателем и создателем не одного духового оркестра в нашем городе. А чтобы вспомнить о том, как это было, мне снова пришлось пролистать страницы его старого семейного альбома. И удивительное дело – не смотря на свой уважаемый возраст, а Николаю Гавриловичу уже идет восемьдесят седьмой год, он помнит историю каждого фотоснимка, и с интересом повествует о тех, кто на нем запечатлен.

 

 

— Сколько себя помню, столько я играл в оркестре, — рассказывает он. — Сначала в городском парке культуры и отдыха города Краснодара, на моей малой родине. Работал в то время токарем на станкостроительном заводе. В пятидесятом году меня призвали в Советскую Армию в Беларусь. И там я играл на баритоне в военном оркестре. Затем были оркестры воинской части № 68925 и Минского артминометного училища. Кто знает, как бы сложилась моя дальнейшая жизнь, попал бы я в Смолевичи или нет, но все изменил случай. Как-то наш военный лагерь поставили возле деревни Волма. Приехал я со своими сослуживцами в маленький магазинчик, который находился в теперешнем микрорайоне Юго-Запад, чтобы продуктов купить. Возле магазина стояли двое мужчин, и вдруг ко мне подходит один из них и говорит: «Я вижу, что у вас на военных погонах лира нарисована. Вы военный дирижер?» Я ответил положительно, и тогда он предложил создать в местном детском доме духовой оркестр. А это, как позже оказалось, был директор детдома № 1 Георгий Анисимович Щемелев, а с ним первый секретарь райкома партии Петр Григорьевич Мартысюк. К тому времени, в 1957 году, я уже организовал духовой оркестр из тридцати двух человек на торфопредприятии имени Орджоникидзе. Все еще только начиналось, учили теорию и играли гаммы, были и свои инструменты. А вот играть детдомовцам было не на чем. В то время было очень тяжело с инструментами, их сложно было достать. И когда я согласился организовать в детдоме оркестр, мне пригодилось одно мое знакомство. Дело в том, что до этого случая меня и двух моих сослуживцев послали от военного округа в Полтавскую область за духовыми инструментами. Они, в основном, были уже списанные, но играть на них было можно. Отобрали мы для себя инструменты и привезли их в часть. Я подружился в Полтавской области с начальником той базы, остались связи, как говорится. И вот пришлось написать письмо своему другу, и мне выслали двенадцать инструментов. Они были просто на вес золота в конце пятидесятых. Там, где сейчас находится магазин «Ласточка», тогда располагался «культмаг». Именно в этот магазин и пришли наши инструменты, а у нас денег не хватило, чтобы их купить. И здесь опять мне на помощь пришел Георгий Анисимович, и средства на их покупку нашли. Кстати, он стал позже председателем Смолевичского райисполкома.

Дошкольный детдом, после освобождения от немцев, находился в урочище Крюковщина, а детский дом № 1 размещался в том месте, где некогда находилась старая поликлиника по улице Советской. Вот в пятьдесят седьмом году я создал и там духовой оркестр. В детдоме было много талантливых учеников. Понимаете, после войны детишки как-то стремились восполнить и получить знания. Общие предметы, а после долгие и частые репетиции, на которые они ходили с большим удовольствием. По моему требованию ребятам в те дни, когда проводились репетиции, выдавали усиленный продуктовый паек. А занимались мы четыре дня в неделю. За девять месяцев дети так сыгрались, что оркестр умудрился взять первое место в республике. Всего в детдоме занималось тридцать три воспитанника. Ой, я с благодарностью их вспоминаю! Это как же нужно было любить свое занятие, раз из абсолютно безграмотных, в музыкальном плане, учеников, они стали хорошими музыкантами.

И вообще, мои воспитанники и в старших составах оркестра были простыми рабочими – кузнецами, механизаторами, косарями… Большинство участников не имели никакого музыкального образования. Мы начинали с нуля, учили ноты, гаммы.

Первый концерт состоялся 24 апреля 1958 года. В послевоенных Смолевичах впервые зазвучал духовой оркестр. Это было очень волнительно и ответственно. Далее участвовали в самых различных концертах, конкурсах…. Без духового оркестра не обходилось ни одно городское или районное мероприятие. Я хорошо помню, как мы играли торжественный марш, а из райисполкома выносили знамя, и все руководство шло к трибуне, установленной на площади. Обязательным являлось исполнение двух Государственных гимнов – БССР и СССР. Конечно, играли и туш, когда шли награждения, и после знаменитых слов «Да здравствует…..». Духовой оркестр в те времена был единственным музыкальным оформлением всех праздников, митингов и других мероприятий. Я до сих пор храню у себя в папочках сценарии, где прописан наш каждый вход и выход. Продумывали все до мелочей, ко всему строго относились. Выступали в городских и сельских школах, в клубах и Домах культуры, ездили по деревням. В 1959 году получили звание лауреата республиканского смотра школьных духовых оркестров. В Волме проходил конкурс духовых оркестров сельского хозяйства республики. И мы взяли первое место. Однажды после очередного конкурса, на котором мы завоевали первое место, нам премию выдали. Шестьсот рублей «хрущевскими» деньгами вручили наличными и на четыреста рублей подарили нотные наборы. Это, по тем временам, были очень большие деньги. Поначалу участники оркестра были одеты в собственные костюмы, а после мы купили голубую ткань и в смолевичском Доме быта пошили одинаковую форму. Совершенно иное зрелище получилось, ведь это выглядело солидно и более эстетично. Часто оркестр выступал с ансамблем девочек барабанщиц. Так красиво смотрелось, что словами не передать.

Было жаль, когда в 1961 году расформировали детский дом, те ребята составляли «костяк», как говорится, всего сводного оркестра. Сначала детдомовский оркестр передали районному Дому пионеров, а через несколько лет – районному Дому культуры. Параллельно с работой в детдоме, я умудрился создать духовые оркестры в городских школах. А потом директор смолевичского промкомбината Сиротин попросил создать оркестр и у него на предприятии. Создание духовых оркестров тогда уже было не то, что модным, — это стало распоряжением вышестоящих органов. Но вот руководителей оркестров катастрофически не хватало. Как я справлялся со всем, понятия не имею. На грузовой машине аж под Чернигов и в Киев возили фанерные листы и там продавали, чтобы на вырученные деньги купить в Украине инструменты для оркестра промкомбината. С Украины привезли полный духовой состав – шестнадцать инструментов. Через несколько месяцев «промкомбинатовцы» играли «Краковяк», «На сопках Манчжурии», «Маленький марш», «Прощание славянки»… На ноябрьской демонстрации с маршем такая огромная колонна шла! Стекались оркестры на площадь с разных улиц, а в центре уже получался огромный сводный оркестр. Это такое мощное звучание, что словами не опишешь. Я становился на деревянный постамент спиной к райисполкому и трибуне и дирижировал.

В 1976 году оркестр получил звание лауреата первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества, лауреата республиканского смотра оркестров духовых инструментов школ и внешкольных учреждений.

Как я успевал столько оркестров создать и с ними работать, я представить сейчас не могу. Очень много работал для того, чтобы о моих музыкантах заговорили не только в нашей стране. Звание «народный» мы получили в 1987 году.

Опять же, ярким и незабываемым моментом в июне 1977 года стало наше выступление на Международном фестивале в Таллине, откуда привезли диплом I степени и Большую золотую медаль. Осенью того же года – Малую золотую медаль и диплом лауреата с I Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся. Часто приходилось выступать на конкурсах, в которых принимали участие настоящие профессионалы. Представляете, иногда просто переодевались участники военного оркестра Штаба военного округа и играли под видом рабочих завода, например. А у меня была простая самодеятельность, обычные работяги, толком не владеющие нотной грамотой. И знаете, выступали очень достойно, занимая призовые места, оставляя за собой профессиональных исполнителей. И потом нам вручали грамоты от имени Министерства обороны. Никто не мог поверить, что у моих участников нет никакого музыкального образования. Я всегда гордился своими ребятами. Им тоже приходилось много работать и репетировать, чтобы поднять оркестр на такую высокую ступень. Дисциплина была армейская, оттачивали каждую нотку и каждое движение.

Всех своих учеников я сейчас, конечно же, не вспомню. За столько лет работы их у меня было очень много. К сожалению, некоторые уже ушли из жизни. После выхода на пенсию я передал свои полномочия одному из своих воспитанников Сергею Петровскому.

Листая страницы альбома, Николай Гарилович комметировал каждую фотографию, где отображалась вся история его знаменитого оркестра. Чтобы описать ее, потребовалась бы не одна газетная страница. «Это мы шагаем по Кутузовскому проспекту в Москве, а это наше выступление на минском стадионе «Динамо», здесь концерт в городе Жодино, а здесь – возле Смолевичского водохранилища…», — рассказывает Николай Гаврилович. И целая папка почетных грамот и дипломов и личных, и оркестра. Насыщенная жизнь, полная событий, которые навсегда останутся и в его памяти, и в памяти тех, кто был учеником и воспитанником Николая Гавриловича. И благодарные поклонники его творчества еще долго будут помнить, как шагал духовой оркестр по главным улицам и центральной площади нашего города. А во главе музыкантов шел его руководитель – главный дирижер.

Наталья ЧАСОВИТИНА.

На снимках: Н.Г.Удовенко; духовой оркестр детского дома № 1 г.Смолевичи; сводный духовой оркестр (декабрь 1976 г.)

 

Фото из семейного альбома Н.Г.Удовенко.

 

Информацию читайте в № 45-48 от 17.02.2016г.