Великий русский живописец Василий Иванович Суриков однажды увидел на
снегу ворону. Отставив в сторону свое черное крыло, она была похожа на большое
темное пятно. Так родилась идея написания картины «Боярыня Морозова». По правде
говоря, разглядывая картины любого художника,
много раз задавала себе вопрос: «Как же они умеют находить в привычной
жизни образ для своих произведений?». Вообще, это удивительные люди. Они могут
заметить что-то даже краем глаза, скользящим взглядом. Этот, неуловимый ни для
кого другого, пойманный сюжет, обязательно натолкнет их на определенный образ
картины, которой потом будут восхищаться многие.

 

 

 

Великий русский живописец Василий Иванович Суриков однажды увидел на снегу ворону. Отставив в сторону свое черное крыло, она была похожа на большое темное пятно. Так родилась идея написания картины «Боярыня Морозова». По правде говоря, разглядывая картины любого художника, много раз задавала себе вопрос: «Как же они умеют находить в привычной жизни образ для своих произведений?». Вообще, это удивительные люди. Они могут заметить что-то даже краем глаза, скользящим взглядом. Этот, неуловимый ни для кого другого, пойманный сюжет, обязательно натолкнет их на определенный образ картины, которой потом будут восхищаться многие.

Профессия журналиста тем и хороша, что случаются такие встречи, открываешь и для себя, и для других что-то новое и удивительное. Таким открытием стала Зинаида Николаевна Барановская из агрогородка Будагово, с которой мы познакомились на выставке в Смолевичской районной библиотеке.

По профессии Зинаида Николаевна педагог. Тридцать восемь лет она преподавала русский язык и литературу в Будаговской средней школе. Совсем недавно вышла на заслуженный отдых и, по ее словам, стала заниматься тем, к чему стремилась ее душа всю жизнь, — увлеклась живописью.

— Я рисовала и раньше, но больше осваивала декоративно-прикладное искусство, — рассказывает она. – Самостоятельно освоила бересту, кожу, флористику и батик. Но мне все время нравились масляные краски, очень хотелось с ними работать. Даже люблю запах растворителя и именно масляных красок. Когда-то после учебы в школе я поступала в театрально-художественный институт, но получила двойку по композиции, поэтому провалила экзамены. Проблема была в том, что за плечами не было никакой подготовки. Училась в трех общеобразовательных школах, а уроки рисования проводили обычные учителя, не профессионалы, скажем так. Помню, как однажды мой учитель вызвал меня к доске и предложил нарисовать лису. А потом у всех двадцати трех моих одноклассников в альбомах появилась такая же лежачая лиса, нарисованная мной. Просто фантазии больше не было, чтобы изобразить ее в разных позах. Во время работы в школе, в качестве учителя, я стала заниматься батиком. Моими работами оформлены школьные коридоры. В прошлом году я вышла на пенсию. Вот сейчас и рисую дома. Для себя времени остается не много. Тем не менее, мне удается посещать выставки, общаться с теми, кому близко творчество. Планов еще очень много, а как получится, покажет время.

— Наверное, самым сложным является поиск образа для будущей картины. Как Вы его находите?

— Как-то член районного Совета ветеранов Алексей Евдокимович Заболотный, во время проведения выставки в Смолевичском Доме культуры, спросил: «А почему ваши картины написаны в разных жанрах – портрет, пейзаж, натюрморт…?» Так вот я считаю себя еще «юным художником». Возможно, что позже определюсь и буду работать в каком-то одном направлении. На данный момент мне интересно все. С натуры портреты и пейзажи не пишу. Представьте себе, ведь я живу в деревне и выйти куда-то с мольбертом и красками не могу. Возможно потому, что поймут неправильно. Для сельской местности, скорее всего более привычна другая работа, чем написание картин. Поэтому работаю дома. Чаще всего пишу то, что запомнилось. Случается так, что что-то вижу во сне, а потом отображаю на холсте. Иногда срисовываю чужую картинку, увиденную в книге, интернете или других источниках. Не считаю себя профессиональным художником, поэтому и применяю часто слово «рисую», чем «пишу», хотя второе правильнее.

— А люди на Ваших картинах реальные или вымышленные?

— На одной из моих картин, которую я написала уже в этом году, изображена моя внучка Ксюша. Я очень люблю творчество белорусского художника Владимира Толстика. В восемьдесят четвертом году, во время посещения выставки в Минске во Дворце искусств, я увидела его картину «В городском саду играет духовой оркестр». И она настолько меня тронула, что словами не передать. В картинах Толстика я и увидела самые разные образы.

— Много времени у Вас уходит на написание картины?

— Вы знаете, все зависит от грунтовки. С одной маленькой работой мне пришлось долго потрудиться, чтобы краски стали яркими и сочными. Я просто поленилась и плохо загрунтовала холст, поэтому масло впитывалось и получался какой-то пожухлый цвет. Слоев десять пришлось наложить, чтобы добиться нужного результата. А все остальное зависит от настроения и вдохновения. Если они есть, то от мольберта просто не могу отойти. Краски и холсты покупаю на свою пенсию.

— Свои работы Вы дарите?

— Конечно, я очень много своих картин просто подарила родным, друзьям, знакомым. Бывает, что дома лежит готовая работа, а года через три я ее закрашу и по-новому что-то на этом же холсте нарисую. Могу увидеть какие-то ошибки, спустя некоторое время, поэтому переделываю, не жалея. Свои работы я практически нигде не выставляю, только в некоторых районных мероприятиях принимала участие.

— У кого из Ваших родных есть такой же талант к художеству?

— Все умели рисовать, но никто не стал профессиональным художником. Мама красиво рисовала. У меня две дочери. Старшая занимается лепкой из соленого теста, и ее работы очень красивые. Думаю, что в нашей семье такая творческая жилка заложена где-то на генетическом уровне. Еще раз повторю, что до профессионального художества мне далеко, я просто занимаюсь этим для себя, как говорится, в свое удовольствие.

Лично у меня картины Зинаиды Николаевны вызывают просто чувство восхищения и уважение к таланту мастера. Хотелось бы, чтобы с ее работами познакомилось как можно больше людей. Господь наградил Зинаиду Николаевну даром писать картины, и она не только с благодарностью приняла такой подарок, но и приложила все усилия, чтобы его развить и донести частичку этого дара людям.

Наталья ЧАСОВИТИНА.

 

На снимке: Зинаида Николаевна Барановская со своей работой «Портрет внучки Ксении».

Фото автора.

Информацию читайте в № 149-152 от 25.05.2016г.